1.1.3. Собственность

Принцип самопринадлежности означает собственность на самого себя, но собственная личность — не единственный возможный объект собственности. Для достижения своих целей человек в состоянии использовать множество других объектов, и это использование также может войти в противоречие с целями других людей. Признаваемые другим людьми претензии на преимущественное и даже эксклюзивное использование различных вещей образуют права собственности на эти вещи.

Права собственности могут признаваться как за одним человеком, так и за группой собственников. Также они могут обставляться различными условиями и ограничениями. Все эти сложности в конечном счёте нужны для сохранения мира в сообществе.

Либертарианцы признают четыре легитимных способа приобретения собственности — то есть права собственности, добытые такими способами, либертарианцами обычно не оспариваются.

1.1.3.1. Первичное присвоение

Первый способ — первичное присвоение (часто его называют гомстед, по названию акта о гомстедах в США 19 века, легализовавшего первичное присвоение земли американскими пионерами). Либертарианцы обычно признают за первым претендентом права собственности на вещи, на которые никто ранее не претендовал, и которые в результате акта первичного присвоения вовлекаются в непосредственное использование, а не просто резервируются за кем-то.

У этого способа приобретения собственности есть вполне очевидные ограничения: неизбежные неточности при установлении границ объекта первичного присвоения, а также неопределённость срока, который может пройти между заявкой на первичное присвоение и началом активного использования присвоенного, и в течение которого права собственности всё ещё признаются за заявителем.

1.1.3.2. Добровольный обмен

Второй способ — добровольный обмен. Несколько обладателей прав собственности могут добровольно перераспределить свои права тем или иным образом. Либертарианцы считают, что при добровольном обмене каждый его участник избавляется от тех прав собственности, которые в этот момент ценит меньше, а приобретает те права собственности, которые в этот момент ценит больше — в противном случае он бы попросту не согласился на обмен.

Отдельно стоит отметить такой институт, как подарки — обычно они используются, как намёк на обмен, прелюдия к обмену или же неявный обмен, в котором ценность обмениваемого не оговаривается прямо, но обусловливается культурными нормами сообщества. Таким образом, обмен, как добровольное перераспределение ценностей, может не только не подразумевать наличие договора, но даже прямо отвергать его — и тем не менее происходить.

У обмена как способа приобретения собственности также есть очевидные ограничения. Согласие человека на обмен зависит от того, какие он делает оценки, а на это можно тем или иным способом повлиять. Между либертарианцами нет полного согласия о том, как относиться к актам обмена, совершаемым лишь благодаря введению в заблуждение или, скажем, совершаемым в невменяемом состоянии. Одни утверждают, что у людей есть право принудительно расторгать мошеннические сделки, другие считают, что это недопустимо, а в качестве меры противодействия достаточно лишь огласки (так называемый институт репутации, о котором мы поговорим позже).

1.1.3.3. Компенсация ущерба

Третий способ — компенсация ущерба. Если один субъект причинил ущерб другому, то последний, с точки зрения либертарианцев, имеет право на взыскание компенсации, в том числе принудительное. Такое право напрямую вытекает из формулировки NAP (никто не имеет права безнаказанно инициировать насилие), но применяемой расширительно — не только к самому человеку, но и к иной его собственности.

У этого способа, однако, огромное число ограничений. Оценки ущерба пострадавшим, виновным и третьими лицами могут не совпадать. В каком размере допустимо причинять встречный ущерб при принудительном взыскании компенсации — неясно. Короче говоря, всем вроде бы понятно, что безнаказанность поощряет насилие, а потому оставлять ущерб без внимания не стоит — но несправедливое наказание (о понятии справедливости поговорим в следующей главе) порождает желание мести и тоже раскручивает спираль насилия.

1.1.3.4. Производство

Четвёртый способ — производство. Если человек прикладывает собственный труд к тому, чтобы преобразовать любые ресурсы, находящиеся в его собственности — будь то первично присвоенные, продукты обмена или полученные в качестве компенсации ущерба — то либертарианцы обычно признают за человеком право собственности на то, что у него в результате получится.

Разумеется, и здесь есть подводные камни, так называемые экстерналии. Если одним из результатов производства стало нечто, наносящее ущерб другим людям без их согласия, то всегда ли они имеют право требовать компенсацию ущерба? А если результатом производства стала польза для окружающих, и они получают её без какого-либо договора обмена, то имеет ли производитель право считать такое приобретение пользы ущербом для себя и требовать компенсации недополученной прибыли или хотя бы оплаты своего труда?

Всего комментов: 3

  1. a) Чем хороша ваша книга — отсутствием трайбализма. То есть вместо «либертарианцы считают так-то» у вас «одни считают так, а другие эдак».

    b) Не знаю, в каком это разделе должно быть и должно ли вообще, но ИМХО самое серьезное возражение нам, на которое обязательно надо иметь хороший отве — экстерналии. В смысле что все связано со всем, пусть слабо и косвенно, и потому любой твой поступок повлияет на всех людей вообще, включая тех, кто родится через тысячу лет. И каждому он принесет в чем-то вред, а в чем-то пользу. Паблик гудс всякие. Углекислый газ, наука, тот же КОВИД. Не привился — убил бабушку. Открыл закон Ома, все пользуются, а никто не донатит. Как с этим быть? Отмахнуться нельзя, положительные и отрицательные экстерналии встречаются на каждом шагу. Обьявить все общенародным и ввести Госплан? Будет трагедия общин и прочий совок. Разделить собственность, но по каждой соседской молекуле, пересекшей забор, подавать в суд? Тогда суд станет Госпланом. Игнорировать все нарушения собственности ниже какого-то предела? В общем, был бы, ИМХО, полезен общий ответ на вопрос, как быть с невозможностью существовать, не влияя на чужую собственность. И почему сделать ее общенародной — плохое решение проблемы.

    • Говоря про экстерналии не нужно забывать самую большую экстерналию, увы пока существующую на планете. К сожалению, мало кто об этом задумывается, а зря. Я про физическое насилие.
      https://www.youtube.com/watch?v=2ExyWrFzIQo

    • Про экстерналии мельком упоминается в 1.1.3.4, подводные камни производства. Возможно, но маловероятно, что немного разверну этот абзац. Подробнее об экстерналиях точно будет во второй части, с примерами жизни при анкапе. Просто потому что у проблемы экстерналий нет универсального решения, есть лишь практические подходы, которые больше соответствуют либертарианству, а есть те, что меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.