В чём прогноз сводится к спекуляции

В предыдущих главах я описал особый тип анархо-капиталистического общества, включающий частные правоохранные агентства, частные арбитражные агентства и, возможно, частную защиту против России. Это, безусловно, не единственный вид анархистского или даже анархо-капиталистического общества, который может существовать. В первой части этой книги я обсуждал историю существующих капиталистических обществ. Но это отнюдь не единственные виды обществ, которые могли бы существовать в рамках института частной собственности; в сущности, многие из тех институтов были бы невозможны без активной поддержки государства.

Либертарианская анархия – это лишь очень схематичная основа, основанная на идее индивидуальных прав собственности – права на своё собственное тело, на то, что сам человек производит, и на то, что другие добровольно ему дают. На этой основе возможно множество различных способов объединения людей. Товары могут производиться гигантскими иерархическими корпорациями, наподобие ныне существующих. Но я надеюсь на другое; это не кажется мне привлекательным образом жизни или эффективным способом производства товаров. Но другие люди могут не согласиться; если так, то в свободном обществе они могут свободно объединяться в такие корпорации.

Товары могут производиться коммунами, групповыми семьями, внутри которых имущество находится в общем владении. Это также мне не кажется очень привлекательным образом жизни. Я бы не присоединился к подобному, но я бы не имел права мешать другим делать это.

Лично мне нравятся экономические институты, которые Роберт ле Февр (если мне не изменяет память) назвал агорическими. В таком обществе почти каждый человек оказывается самозанятым. Вместо корпораций существуют большие группы предпринимателей, находящиеся в торговых, а не иерархических отношениях. Каждый продаёт не своё время, а то, что он произвёл за это время. Как писатель-фрилансер (одна из моих профессий), я являюсь частью агорического экономического порядка.

Я описал один конкретный набор анархо-капиталистических институтов не потому, что я уверен в их расцвете, если наше государство будет постепенно сокращено до нуля, а для того, чтобы показать, что добровольные институты, по крайней мере, могут заменить государство в его наиболее важных функциях. Фактические меры, с помощью которых рынок обеспечивает экономические блага, будь то продовольствие или полицейская защита, это продукт творчества всех предпринимателей, производящих этот товар. С моей стороны было бы глупо сколь-либо уверенно предсказывать, что окажется самым дешёвым и наиболее удобным способом производства услуг, которые в настоящее время производятся государством.

Несмотря на это, я по крайней мере на шаг впереди марксистов, которые предсказывают возможное отмирание государства, но не дают реального описания, хотя бы предварительного, на что может быть похоже общество без государства.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.