Эрик Мак. Либертарианство. Перевод главы о Хайеке и его спонтанных порядках.

Донат на перевод этой главы был вполне приличный, 6000 рублей, но и объём текста в ней довольно выдающийся, так что пришлось покорпеть, в перерывах между добровольной либертаранской каторгой на лесоповале.

В этой главе Эрик Мак рассказывает, как повлиял на Хайека калькуляционный аргумент Мизеса о нежизнеспособности тотальной плановой экономики, описывает альтернативный выработанный Хайеком подход к описанию общества через идею спонтанных порядков, а также подробно (на мой взгляд, даже излишне дотошно) разбирает идею о том, что свобода — это когда все соблюдают некий единый набор абстрактных правил, носящий гордое имя правил справедливого поведения, причём соблюдают не из соображений выгоды, а возводят их в ранг трансцендентной ценности. Короче, если бог умер, это ещё не значит, что всё позволено.

Надеюсь, что следующий донат будет на перевод Стефана Молинью, у него и стиль попроще, и главы не столь монструозного размера, так что промежуток между донатом и продуктом можно будет сделать не слишком длинным.

Всего комментов: 2

  1. >свобода — это когда все соблюдают некий единый набор абстрактных правил
    >соблюдают не из соображений выгоды, а возводят их в ранг трансцендентной ценности.
    Свобода это рабство!

    NAP это выгодно. Соблюдаешь NAP — другие либертарианцы (понимая свою выгоду) на тебя не нападают, а если кто-то напал на тебя и не хочет договариваться о компенсации — другие смогут атаковать его и забрать его имущество, не выписываясь из NAP. Ты уберменш и NAP ограничивает твою абсолютную свободу? Ты свободен его игнорировать, но другие не обязаны воздерживаться от нападения на тебя и гомстеда твоей собственности.

    • Почему же? Напротив, свобода (в цивилизованном обществе) предполагает самоценность, а не попытки выразить её через «а чё ты мне сделаешь?». Например, я не граблю людей не потому что боюсь, что в меня выстрелят, и не потому, что меня потом посадят, а потому, что я осознаю неприемлемость и аморальность такого поведения в обществе. Таким образом общество оказывается свободным от грабежа и насилия. Следовательно, свобода — следствие осознанности и высокого уровня культуры в обществе, когда подобное очевидно для всех, она самоценна. То, что она при этом несёт выгоду — это полезный побочный эффект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.