“Немногие общества могут настолько явно не иметь тех судебных, административных и политических процедур, которые лежат в основе западной концепции управления. В традиционной политической системе северного Сомали нет вождей, которые бы управляли ею, и нет официальной судебной системы, которая бы ее контролировала. Люди разделены между политическими единицами без какой-либо административной иерархии должностных лиц и без установленных руководящих должностей, которые бы направляли их дела”. (Lewis 1961, VII)
Сомали было образовано в 1960 году из колоний Британский Сомалиленд (север) и Итальянский Сомалиленд (юг). Уходящие колониальные державы установили демократическое центральное правительство, возможно, не лучший вариант для общества, чьи традиционные институты были децентрализованы и не имели статуса государства. Демократия просуществовала девять лет, затем последовало убийство президента, военный переворот и диктатура Сиада Барре. Он был свергнут в 1991 году, центральное правительство распалось, и сомалийцы вернулись к своей традиционной системе.
С двумя отличиями. Во-первых, опыт прошлого центрального правительства и ожидание будущего побудили некоторых, особенно в окрестностях столицы Могадишо, вступить в борьбу за власть, чтобы поставить себя в выгодную роль правителей, а не в невыгодную роль управляемых. Во-вторых, внешние силы, действуя через ООН и полагая, что стране необходимо центральное правительство, попытались восстановить его, используя военную силу, в основном предоставленную Эфиопией, традиционным врагом Сомали. Результатом стал длительный период насилия и хаоса, особенно в столице и вблизи нее, со стороны групп, действующих вне традиционной правовой системы, а зачастую и в нарушение ее.370
В других местах, особенно там, где раньше был Британский Сомалиленд, а теперь появилось образование, называющее себя Республикой Сомалиленд371 , вновь утвердилась традиционная система обычного права. Хотя в Сомалиленде есть правительство – возможно, созданное отчасти как безуспешная попытка убедить иностранные государства в своей легитимности, – это правительство основано на традиционных институтах с верхней палатой, состоящей из старейшин кланов, и, судя по всему, в большинстве случаев подчиняется обычному праву, применяемому в частном порядке традиционным способом. То есть той же политике, которой ранее следовали британские чиновники372.
Эта глава основана главным образом на работах И. М. Льюиса, британского антрополога, который начал изучать сомалийцев в 1950-х годах, особенно на подробном описании институтов скотоводов северного Сомали в его книге «Пасторальная демократия: изучение общественных отношений в скотоводческих обществах Северного Сомали, на Африканском Роге». Другой мой источник – “Право сомалийцев”, написанная Микаэлем Ван Ноттеном, голландским ученым-юристом, который женился на сомалийке и жил в составе клана Самарон на северо-западе Сомалиленда в течение двенадцати лет до своей смерти в 2002 году. Книга была отредактирована и опубликована Спенсером МакКаллумом, социальным антропологом, интересующимся безгосударственными обществами. Как ясно дает понять ван Ноттен, его описание в деталях относится только к району, где он жил (Аудал), но традиционное право в других местах в целом схожее373.
Оба моих источника относятся в первую очередь к скотоводам северного Сомали, и именно их правовую систему я буду описывать. Институты юга, где верблюдоводство в значительной степени заменено сельским хозяйством, по-видимому, основаны не столько на родстве, сколько на географии.374 Наблюдения Ван Ноттена велись примерно с 1990 по 2002 год; а Льюис основывает свой подробный рассказ на наблюдениях, сделанных в 1950-х годах, когда север Сомали все еще находился под протекторатом Великобритании. С поправкой на разницу во времени и тот факт, что Ван Ноттен имел дело с более ограниченной территорией, эти рассказы в целом схожи.
Однако между двумя источниками есть важное терминологическое различие. Ван Ноттен интерпретирует терминологию родства в абсолютных терминах, в то время как Льюис утверждает, что термины описывают относительное положение на генеалогическом древе. Он пишет:
Четыре термина, кабиил, коло, джилиб и риир, которые обычно используются для обозначения различных уровней группировки и которые постоянно неправильно интерпретируются большинством авторов, пишущих о сомалийцах, могут с полным основанием применяться к одной и той же генеалогической и политической единице в различных контекстах. Вообще говоря, помимо ограниченного использования для обозначения потомков живущего человека, риир означает потомство в расширенном смысле. Так, клан Дулбаханте – это потомство (риир) клана-семьи Даруд, а более мелкие группы внутри Дулбаханте – это потомство (риир) клана Дулбаханте, и так далее вплоть до минимальной единицы, состоящей из мужчины и его сыновей. Арабское заимствованное слово кабиил, как правило, используется только в отношении более крупных единиц, таких как кланы, подкланы и первичные родовые группы.
Но и здесь его использование полностью относительно. То, что по отношению к меньшей единице называется кабиил, по отношению к большей единице называется коло или джилиб. Так, человек из клана Дулбаханте, говоря о своих отношениях с другими членами своего клана, называет своим кабиилом Дулбаханте, своим коло – Баркад (первичную родовую группу), а своим джилибом – более мелкую группу внутри рода Баркад. Но в другой ситуации он может назвать Дааруд своим кабиилом, Харти – своим коло (см. генеалогию в конце текста) и, наконец, Дулбаханте – своим джилибом. Ни одному из этих терминов не может быть присвоено какое-либо точное или фиксированное значение, кроме как через ссылку на другие единицы. Все они являются относительными терминами в рамках иерархии сегментации, основанной на родстве по мужской линии.375
Политическая структура
Институты, с помощью которых сомалийцы обеспечивают соблюдение прав и разрешают споры, основаны на двух принципах – родстве, в первую очередь агнатическом (определяемом по отцовской линии), и договоре. Каждый сомалиец в детстве запоминает свою генеалогию по отцовской линии на много поколений в прошлое – это важная информация, поскольку она определяет его родство с каждым другим сомалийцем. Клан, численность которого может исчисляться сотнями тысяч, состоит из людей, каждый из которых считается потомком общего предка по отцовской линии, возможно, на двадцать или тридцать поколений назад. Чем теснее связь между двумя сомалийцами – меньше количество поколений до общего предка – тем больше вероятность того, что они станут союзниками.377 “Как говорят сами сомалийцы, пусть даже адрес человека находится в Европе, его генеалогия все равно в Сомалиленде”.378
Система союзов, через которую работает правовая система, изменчива в двух смыслах. Для начала, коалиции, создающиеся благодаря агнатическому родству, могут возникать на разных уровнях. Предположим для простоты, что конфликт возник между двумя людьми, у общего прапрадеда которых по отцовской линии было два сына. В этом случае каждого из них поддержат потомки того сына, от которого тот произошел. Если возникнет конфликт между членом одной из этих групп и тем, кто имеет с ним более дальнего общего предка, две группы, которые были врагами в первом раунде, теперь могут заключить союз. В случае конфликта между представителями разных кланов все члены каждого клана должны объединиться в поддержку своего члена, хотя на практике это случается не всегда379.
Коалиции не определяются исключительно родством. Ближе всего к четко определенной и стабильной единице ниже уровня клана находится то, что Льюис, следуя практике британских администраторов, называет “группой, платящей диа” (“диа” или “дийя” – арабский термин, обозначающий выкуп за кровь; исландский аналог – вергельд; сомалийский термин – маг). Группа платящих диа отвечает за оплату правонарушений своих членов, взимает плату за правонарушения против своих членов и, в последнем случае, использует силу или угрозу силы для получения платы.380 Она также занимается урегулированием конфликтов между своими членами.
Состав и внутренние правила группы платящих диа определяются прямым договором.381 В большинстве случаев она состоит из нескольких групп джиффо-плательщиков, каждая из которых может состоять из потомков одного или нескольких общих предков по отцовской линии. Внутри группы плательщиков диа отдельные группы джиффо-плательщиков несут особую ответственность за преступления своих членов, определенную договором группы, оплачивая все расходы до некоторого предела, обычно до трети платы за убийство.382 Распределение расходов свыше этого предела между составными частями большой группы также определяется договором, обычно пропорционально либо количеству мужчин в каждой группе джиффо-плательщиков, либо тому, насколько эта группа богата скотом.
Отдельные группы джиффо-плательщиков внутри группы диа-плательщиков могут как связаны, так и не связаны агнатическим родством. Если меньшие группы, не связанные между собой, хотят объединиться для этой цели, они могут воспользоваться связями по материнской линии, создав матрилинейный союз, и то же самое касается коалиций на других уровнях системы. Иногда коалиции формируются и без оправданий в виде агнатических или матрилинейных связей; такие коалиции называются гаашаанбуур, что буквально означает “ряд щитов “383 , поскольку они создаются для того, чтобы приобрести достаточную боевую мощь.
По мнению Льюиса, размер группы диа-плательщиков ограничен снизу примерно 300 мужчинами, что связано с необходимостью иметь достаточно ресурсов для выплаты денег за кровь, когда это необходимо, не обременяя чрезмерно каждого участника группы, и достаточной военной силой, чтобы обеспечить выполнение требований о выплате денег за кровь. Сверху она ограничена примерно 3000 мужчинами, что связано с нарастанием вероятности внутреннего конфликта – из-за слишком большого числа способных и амбициозных потенциальных лидеров, ситуаций, когда одна из подгрупп считает, что ее несправедливо обременяют выплатами за преступления членов других подгрупп, и других подобных проблем. Такие подгруппы могут отделиться, и регулярно отделяются, образовывая собственные группы диа-плательшиков или объединяясь с другими подобными группами. А если обстоятельства вынуждают несколько групп диа-плательщиков к альянсу, они могут временно объединиться в одну общую группу.
Сомалийцы различают общие законы, распространяющиеся на всех членов клана, и специальные законы, распространяющиеся на членов определенной группы, в частности группы плательщиков диа. Специальные законы устанавливаются прямым договором384 , а общее право рассматривается как набор широких принципов, применение которых зависит от конкретного судьи; таким образом, в принципе не существует ситуаций, по которым закон молчит. Решения должны основываться на обычной практике. Достаточное количество последовательных решений может привести к тому, что правило, которому следуют судьи, будет рассматриваться как закон; в этом смысле речь идет о системе неформального прецедентного права.385 Внутри клана существенные различия между судьями, как правило, исчезали со временем, но различия между судебной практикой разных кланов могли сохраняться.
Судьи – это не чиновники с должностью и зарплатой, а арбитры, на которых соглашаются стороны спора.386 У судьи нет особых прав387 , таких как право вызывать или подвергать перекрестному допросу свидетеля. Судья также не рассматривается как авторитетный источник права. Его задача – разрешать конфликты, применяя правила, которые обычно соблюдают люди в обществе. Судью, выносящего вердикты, которые вызывают всеобщее неодобрение, вряд ли попросят судить дела в будущем. Цитируя Ван Ноттена:
“Сомалийский судья волен разрабатывать свои собственные принципы права и свои собственные доктрины. Проверка того, насколько эти принципы и доктрины приемлемы для общества, происходит сразу же после вынесения им вердикта по тому или иному конфликту. Если вердикт отклоняется от того, что общество считает разумным и справедливым, мало шансов, что его автора снова попросят занять пост судьи”. 388
Народная мудрость гласит: «Можно изменить религию, но нельзя изменить закон» и «Между религией и традицией – выбирай традицию».
Из принципа разделения права и религии есть одно заметное исключение: вопросы брака и наследования обычно рассматриваются судьей, который применяет законы Корана, поскольку почти все сомалийцы – мусульмане.389 Второе исключение заключается в том, что судья, которому необходимо знать степень тяжести травм жертвы нападения, попросит именно религиозного лидера изучить этот вопрос и дать по нему показания. График выплаты диа за смерть или увечье основан на нормах исламского права, измененных обычаями и договорами, причем сумма может быть больше или меньше в зависимости от отношений между преступником и жертвой. В договоре группы плательщиков диа может быть оговорена меньшая сумма за ранение одного члена группы другим, а за смерть или ранение особо уважаемой жертвы или произошедшее при особо неблаговидных обстоятельствах, может быть предусмотрена более значительная выплата; также различные группы время от времени соглашаются увеличить сумму диа, чтобы уменьшить межгрупповое насилие.
На уровне кланов политические институты у сомалийцев существуют, но очень ограниченно. Традиционно у большинства кланов был титульный глава, выбираемый пожизненно, чьи функции были в основном церемониальными. По всей видимости, эта должность не является необходимой, поскольку в последние годы несколько кланов не смогли выбрать замену умершему главе390.
У каждого клана также есть собрание (Гуурти), состоящее из глав наиболее важных семей. Оно имеет право объявлять войну или мир с другими кланами, но не может призывать или нанимать солдат. Оно может рекомендовать изменения в традиционном законодательстве, но не имеет права принимать законы. 391 Если будет принято решение, против которого выступают некоторые члены Гуурти, они не обязаны помогать его выполнять.
Механика
Механика судебного разбирательства и правоприменения, описанная ван Ноттеном, проста и понятна. Когда возникает спор между членами разных групп плательщиков диа, старейшины (одай) каждой стороны392 образуют суд, в котором сами выступают в качестве судей, просят стороны изложить свои дела, заслушивают свидетелей и выносят вердикт. Судьи могут, прежде чем согласиться судить спор, потребовать от сторон согласия, иногда письменного, подчиниться их вердикту. Если для того, чтобы заставить проигравшую сторону подчиниться приговору во внутриклановом споре, требуется сила, судьи могут привлечь для этой цели всех трудоспособных мужчин деревни; тот, кто откажется, считается сообщником ответчика и обязан выплатить штраф семье истца. Однако в случае межкланового спора исполнение приговора возлагается на клан пострадавшего.
Что делать, если не удалось вовремя договориться о суде, или одай из семьи одной из сторон отказались участвовать (что особенно вероятно, если стороны принадлежат к разным кланам), или суд не вынес вердикт? В этом случае жертва и ее семья имеют право на самопомощь, обеспечивая реституцию или компенсацию силой. Если другая сторона считает, что была применена чрезмерная сила или получена чрезмерная компенсация, она имеет право подать иск о компенсации.
Таким образом, сомалийская система в конечном счете является системой кровной вражды, в которой закон обеспечивается частным применением силы или угрозой ее применения, но системой с институтами, позволяющими избегать насилия через повсеместно уважаемые механизмы арбитража споров.393 По мнению Ван Ноттена, отчасти успех этой системы заключается в том, что семьи обязаны помогать защищать своих родственников, но не помогать нападать на своих противников, в результате чего вооруженные конфликты, скорее всего, приведут к тупиковой ситуации, а оттуда к арбитражу.394
Признание виновным за то, что мы считаем гражданским или уголовным преступлением, обычно влечет за собой штраф, традиционно указываемый в верблюдах. Гарантом уплаты штрафа выступает группа диа-плательщиков правонарушителя (так же, как, например, ирландский файн395). В межклановых спорах гарантом выступает клан. Если человек неоднократно нарушает закон и не может выплатить положенные штрафы, его группа диа-плательщиков может публично объявить, что больше не несет за него ответственности. Поскольку теперь не только некому гарантировать выплату штрафов, но и некому защищать его или угрожать силой в защиту его прав, он фактически оказывается вне закона и, скорее всего, переместится на территорию другого клана. В менее экстремальных ситуациях родственная группа, вынужденная платить за проступок своего члена, может ограничить его в правах, чтобы предотвратить повторный проступок – например, запретить ему ходить с оружием.
Истец и ответчик имеют право обжаловать приговор, причем количество апелляций зависит от правил их клана. В апелляционном суде должно быть больше судей, чем в суде, вынесшем первоначальный вердикт, и он должен быть составлен из более широкого круга семей или кланов; если одна из сторон отказывается вновь судиться, семья другой стороны имеет право на самопомощь.
В ходе судебного разбирательства спорный факт считается подтвержденным только при наличии показаний трех свидетелей. Стороны могут привлекать экспертов и свидетелей для подтверждения своей позиции. Каждая сторона может изложить свою позицию или поручить это представителю, вызвать свидетелей и представить доказательства; свидетели обычно не подвергаются перекрестному допросу. В некоторых случаях судья ответчика может просто согласиться от имени своего клана или родственной группы выплатить требуемую компенсацию. Как и в некоторых других правовых системах, в рамках судебного процесса иногда требуется принесение клятвы. Если факт оспаривается или подтверждается менее чем тремя свидетелями, от сторон может потребоваться принести одну из нескольких различных клятв в подтверждение истинности излагаемой позиции. Одна из таких клятв, например, состоит в том, что присягающий клянется своим браком; если впоследствии выясняется, что его клятва была ложной, брак расторгается. Если истцу не удается доказать свою правоту, ответчик все равно должен поклясться в своей невиновности, прежде чем дело будет прекращено.
Содержание закона
Если признанный виновным отказывается платить в установленный срок, он подвергается наказанию – от штрафа, взимаемого медом, до того, что за каждый день просрочки одно из его животных будет забиваться, готовиться и съедаться жителями деревни.
Как и в случае с арабским джинайатом, штраф исчисляется в верблюдах – в сомалийском случае речь идет о здоровых верблюдицах в возрасте от трех до шести лет. По соглашению сторон штраф может быть выплачен другим скотом по установленной обычаем ставке, или же деньгами. Выплата идет пострадавшему, если он жив, его семье, если он умер, и также может быть разделена между другими членами группы плательщиков диа, в которой он состоит.396 Существует стандартная шкала штрафов за непреднамеренные телесные повреждения. Семья жертвы может согласиться, и часто соглашается, на меньшую сумму, например, в качестве жеста доброй воли. За умышленное телесное повреждение штраф удваивается.
Наказание за умышленное убийство – смерть за смерть; если убийце удастся скрыться за границей, вместо него может быть предан смерти член его семьи, имеющий равный статус – это правило дает его семье серьезный стимул не помогать ему бежать. В большинстве случаев семья жертвы может согласиться на выплату денег за кровь в размере 100 верблюдов за мужчину и 50 за женщину, хотя если убийство было достаточно вопиющим, суд может настоять на казни убийцы. Если убийца и жертва принадлежат к разным кланам, семья жертвы с меньшей вероятностью примет деньги за кровь397 ; если убийца сбежит, его семья будет должна две жизни вместо одной.
Штрафы в сомалийском праве основаны на том, как они описываются в джинаяте, лежащем в основе сомалийской системы, но в некоторых деталях есть отличия. Так, в сомалийских правилах не действует норма джинаята о том, что потеря части тела, которая у жертвы только одна, приравнивается к потере жизни. В остальном правила схожи, но не идентичны. 398
Сомалийские правовые нормы, касающиеся телесных повреждений, имеют еще одну интересную особенность. Если человек тяжело ранит другого, его семья должна принять жертву в свой дом и выхаживать ее до выздоровления – то же требование есть и в древнем ирландском праве.
Правило о случайном повреждении имущества, включая животных, такое же, как и в современном деликтном праве. Виновный обязан возместить потерпевшему ущерб, заменив имущество или его стоимость. Однако наказанием за кражу животного будет уже возврат в двойном размере, что соответствует наказанию за кражу в еврейском праве.
Обычное право Сомали также охватывает такие вопросы, как нарушение договора и диффамация. Правовые нормы в отношении собственности осложняются тем, что не все виды имущества могут находиться в частной собственности. Пастбищные земли рассматриваются как общее достояние с правилом “первым пришел – первым воспользовался” – если одно стадо пасется на определенном пастбище или пьет из водоема, оно временно владеет им. Когда воды не хватает, пастбища и источники воды на территории клана рассматриваются как собственность клана, которой другие могут пользоваться только с его разрешения. Определение территории клана основано на прошлой практике и грешит неточностями. Из рассказа Льюиса следует, что неточное определение границ между кланами и отсутствие четко определенных прав собственности на пастбища внутри кланов приводят к большому количеству конфликтов.
Большинство людей в регионе, изученном фон Ноттеном, были кочевниками-скотоводами, но там жили и частично или полностью оседлые группы населения, которые признавали индивидуальную собственность на небольшие участки пастбищной земли с ограничением, согласно которому они могли быть проданы только внутри клана и переданы в аренду только членам клана или посторонним лицам, связанным с кланом определенными узами, например, браком с членом клана. На сельскохозяйственные земли в районах, где местные жители занимаются сельским хозяйством, также распространяется ограниченная форма собственности. Некоторые земли также принадлежат группам или целому клану и могут быть разделены и распределены между отдельными членами только с согласия всех мужчин – членов группы.
Одна из странных особенностей сомалийского обычного права заключается в том, что богатый человек обязан, в соответствии с подробными правовыми нормами, делиться своим богатством с соседями и родственниками. С одной стороны, это можно рассматривать как форму социального страхования, с другой – как фактор, сдерживающий накопление богатства.
Приложение
Взаимодействие с чужаками: пример
Государство Эфиопия рассматривается как клан. В 1992 году, через год после того, как Народный фронт освобождения Тыграя взял под контроль эфиопское правительство, несколько федеральных солдат из прихоти убили сомалийского торговца возле деревни Шеддер. Причина была в том, что он отказался отдать им часть своего товара, листья ката. Часом позже семья убитого убила двух федеральных солдат, которые случайно проходили через деревню. После этого командующий войсками Сомалийского региона отдал приказ о карательной экспедиции и отправил в Шеддер целый взвод. По прибытии солдаты узнали, что в тот день жители деревни могли убить еще нескольких федеральных солдат, но не сделали этого. Они действовали в соответствии со своим обычным правом, согласно которому, если кто-то из другого клана убивает члена их клана, то убивают двух членов клана убийцы. Вскоре после этого на той же территории произошел аналогичный инцидент в деревне Лафаисса, где федеральный солдат укрылся в военном лагере после того, как по неосторожности убил сомалийца. Семья убитого отправилась в военный лагерь в соседней деревне Херигель и убила двух федеральных солдат. Командующий войсками в Хараре решил не предпринимать никаких действий против клана и сообщил своим солдатам, что отныне они должны уважать обычное право. В результате на этой территории больше не было убийств. (Van Notten, 181-182)
Контракт для группы диа-плательщиков399
В настоящее время численность Хассан Угаас оценивается примерно в 1500 человек. Это объединение состоит из четырех основных сообществ (джилибов), которые работают в качестве групп, платящих джиффо.
В петиции, направленной окружному комиссару и датированной 8 марта 1950 г., говорится следующее:
1. Когда человек из Хассан Угаас убит внешней группой, двадцать верблюдов из платы за его кровь (сто верблюдов) достаются его “ближайшим родственникам” (т.е. сыновьям, братьям, отцу и, возможно, дядям), а остальные восемьдесят верблюдов делятся между всеми Хассан Угаас.
2. Если человек из Хассан Угаас будет ранен посторонним и его раны будут оценены в тридцать три с половиной верблюда (стандартная ставка для несмертельных, но довольно серьезных ранений),400 десять верблюдов будут отданы ему, а остальные – его группе джиффо.
3. Убийство среди членов Хассан Угаас подлежит компенсации в размере тридцати трех с половиной верблюдов, выплачиваемой только ближайшим родственникам покойного. Если виновный не в состоянии выплатить всю сумму или ее часть, ему поможет его род.
4. В случаях нападения одним членом Хассан Угаас на другого, за которые полагается компенсация в размере тридцати трех с половиной верблюдов (т.е. согласно шариату), выплачивается только две трети.
5. Когда человек из Хассан Угаас присоединяется к другому, чтобы сражаться с третьим, хаал в размере 150 восточноафриканских шиллингов выплачивается тому, на кого напали401.
6. Если один человек из Хассан Угаас оскорбит другого на совете Хассан Угаас (шир), он должен заплатить 150 шиллингов обиженной стороне.
7. Если мужчина из Хассан Угаас женится на девушке, уже обрученной с другим мужчиной из этой группы, или на вдове, на которой по обычаю имеет право жениться другой, он должен выплатить обиженной стороне хаал в размере пяти верблюдов.402
8. Если Хассан Угаас убьет мужчину из другой группы, они выплатят плату за кровь в равных долях (между четырьмя родами) путем “подсчета пенисов” (коора тирис)403.
9. Компенсация за серьезные раны стоимостью в тридцать три и три верблюда и более, нанесенные человеку из другой группы, будет выплачиваться коллективно всеми Хассан Угаас путем “подсчета пенисов”.
10. Этот договор (хиир) отменяет все предыдущие соглашения Хассан Угаас.
370 Краткий период мира на юге был обеспечен альянсом исламских судов (ICU, «Союз Исламских судов») при поддержке местных клановых ополченцев. В конце 2006 года этот период завершился, когда эфиопские войска, действуя при поддержке США и ООН, создали «Переходное федеральное правительство», вторглись в Сомали и в конечном итоге захватили Могадишо. (Lewis 2008, 87–91.) Взгляд Льюиса на ситуацию в Сомали в последние годы см. Lewis 2004. В Leeson 2007a демонстрируются свидетельства того, что Сомали в целом оказалась в лучшем положении в результате краха правительства Барре, и что после короткого периода широкомасштабного насилия ситуация на большей части страны стала достаточно мирной.
371 Не считая Пунтленда на северо-востоке страны, правительство которого считает себя провинцией Сомали, но действует в значительной степени независимо.
372 «Правительства» Пунтленда и Сомалиленда не обладают монополией на установление законов и легитимное принуждение к их исполнению. Хотя некоторые государственные законы и суды все-таки существуют, правовая система в обоих регионах функционирует в основном на основе частного обычного права и механизмов правоприменения». (Leeson 2007а, 700).
373 Я использую первые девять глав и Приложение А; остальная часть книги посвящена оценке сильных и слабых сторон традиционной правовой системы, а также предложению способов ее улучшения и внедрения.
374 О сабах, земледельцах Южного Сомали, Льюис пишет (1961, 13): «Их военно-политическая структура, если не племенное государство, определенно более формализована и более иерархична, чем политическая система северных кочевников. … Племена сабов — поскольку здесь существуют территориально определенные юридические и политические сообщества — похоже, основывают свои политические отношения не на родстве, а на том, что Мэйн называл локальной близостью».
375 Lewis (1961, 133).
376 Женщины представляют собой частичное исключение. Жена в некоторых отношениях определяется по генеалогии мужа, а в некоторых – по своей собственной.
377 «Чем более отдалены единицы в генеалогическом отношении, тем больше вероятность расширенной борьбы между более крупными единицами, составными частями которых они являются. Таким образом, раздор между частью Дулбаханте и частью Хабар Тол Джа’ло с большей вероятностью приведет к боевым действиям между Дулбаханте как единицей, противостоящей Хабар Тол Джа’ло как единице, чем борьба между одной группой Фаарах Гараад и одной частью Махамууд Гараад – ко всеобщей войне между этими двумя частями Дулбаханте. … Чем меньше единица, тем выше ее сплоченность, а чем больше единица, тем больше вероятность ее раскола на враждебные группы по линиям генеалогического разделения». (Lewis 1961, 152).
378 Lewis 1961, 2.
379 «В принципе, внутри клана группы диа-плательщиков противостоят группам диа-плательщиков, первичные родовые группы – первичным родовым группам, а внутри семейств кланов кланы противостоят кланам. Но простая модель сегментации по мужской линии с уравновешенными единицами на каждом уровне искажается, если учесть неравномерный рост, а также столь важный фактор, как неравномерное распределение числа мужчин и боевого потенциала. Этому неравенству частично противодействуют матрилинейные узы, действующие как встроенный компенсирующий механизм, а частично союзы (гаашаанбуур) вне родства». (Lewis 1961, 159).
Эванс-Притчард описывает аналогичную картину среди нуэров. «Характеристикой любой политической группы, следовательно, является ее неизменная тенденция к расколу и взаимному противостоянию ее сегментов, а другой характеристикой является ее тенденция к слиянию с другими группами своего собственного порядка величины в оппозиции к политическим сегментам, более крупным, чем она сама». (Evans-Pritchard 1940, 137).
380 Подобно Акиле в разделе исламского права Джинайят (глава 5), такие группы, по-видимому, возникли из доисламской бедуинской практики.
381 При британской администрации контракты заключались в письменной форме, а копии отправлялись британским чиновникам; пример показан в конце этой главы. Льюис предполагает, что до этого они обычно были устными, но иногда могли быть в письменной форме и передаваться на хранение хранителю гробницы выдающегося святого. (Lewis 1961, 176).
382 Согласно исламским законам, акила оплачивает часть суммы, которую должен выплатить ее член за причинение ущерба, при условии, что эта сумма превышает треть суммы, причитающейся за убийство.
383 Lewis 1961, 156. Этот же термин в Сомали использовался для описания Британского Содружества или западного альянса против Советов (Lewis 1961, 189).
384 «По крайней мере, это производит свежее впечатление, если сопоставить различные гипотетические теории общественного договора с конкретными контрактами, в котором этот институт систематически используется среди членов рода при формировании и определении политических единиц, в такой степени, какая, насколько я знаю, не имеет аналогов где бы то ни было еще». (Lewis 1961, xiv).
385 Это описание от Ван Ноттена. Шахт (1986, 7-8), описывая доисламское бедуинское право, пишет: «Если длительные переговоры между сторонами не приводили к результату, обычно приходилось обращаться к арбитру (хакаму)… .… стороны были вольны назначить таковым… любого человека, с которым они договорились, …. Решение хакама, было окончательным, но не подлежало принудительному исполнению (исполнение, по сути, было гарантировано залогом), а являлось скорее правовым заявлением по спорному вопросу. Поэтому такие решения легко становились авторитетными заявлениями о том, каковы (или каковы должны быть) правовые нормы; функция арбитра таким образом слилась с функцией законодателя… .
386 Об аналогичной схеме урегулирования распрей в другом обществе: «Судьи в цыганских судах региона назначаются на индивидуальной основе для каждого нового судебного заседания»; (Marushiakova and Popov 2007, 80)
387 Считается, что на судьях лежит особая обязанность быть законопослушными, и поэтому в противном случае им грозят более серьезные штрафы, чем обычным людям.
388 Судьями обычно являются старейшины джилибов сторон. По-видимому, смысл этого отрывка в том, что судья, решения которого обычно не одобряются, теряет свое положение старейшины. Фон Ноттен упоминает, что человек, недовольный старейшиной своего джилиба, может покинуть свою расширенную семью и создать новую, возможно, объединившись с другими недовольными людьми из других джилибов, или может попытаться убедить других членов своей семьи поменять старейшину.
389 Приверженцы шафиитской школы. Но практика наследования представляет собой смесь исламского и традиционного права; верблюды, например, наследуются только мужчинами.
390 В случае клана Самарон, в который фон Ноттен вошел, вступив в брак, последний титульный глава умер в 1954 году и по состоянию на 2002 год, когда умер фон Ноттен, так и не был заменен.
391 По словам Ван Ноттена, решения принимаются консенсусом, в результате чего встречи могут длиться месяцами. Льюис описывает процесс принятия решений не только для клана, но и для групп всех уровней, как собрание, открытое для всех взрослых мужчин, на котором решение принимается большинством голосов.
392 В некоторых частях своего повествования Ван Ноттен, кажется, описывает систему, в которой у каждой группы плательщиков диа, (джилиба) есть один старейшина (одай).
393 Судя по описанию Льюиса, споры внутри клана обычно решаются мирным путем. Межклановые споры могут быть мирными, а могут и не быть.
394 Аналогичная модель норм для скандинавского общества подразумевается в отрывке из Саги об Эгиле, где Квельдульв, дед Эгиля, говорит, что, если король Харальд, находящийся в процессе объединения Норвегии, вторгнется в Фирдир, Квельдульва можно было бы считать обязанным помочь защитить его, но он не обязан помогать конунгу Фирдира атаковать Харальда на чужой земле.
395 Фон Ноттен не совсем четко изъясняется в отношении членства в джуффо (его термин для обозначения того, что Льюис называет группой плательщиков джиффо) и в джилибе (группа плательщиков диа). В одном месте джуффо определяется как все потомки общего прадеда по отцовской линии, а джилиб как несколько джуффо, члены которых являются родственниками. С другой стороны, джилиб определяется как «все живые потомки данного прадеда или более удаленного предка по отцовской линии». Файн согласно ирландскому праву, описываемому в главе 12, состоит из всех потомков общего прадеда по отцовской линии. Из описания Льюиса звучит так, как будто джуффо (группа плательщиков джиффо, или «третичная подгруппа клана») определяется родством по отцовской линии, а джилиб (группа плательщиков диа, или «вторичная подгруппа клана»), обычно, но не всегда состоит из тех, у кого есть общий предок по отцовской линии. Описывая логику родственных союзов, он пишет: «Третичные подгруппы поддерживают друг друга против вторичных, вторичные против первичных, и все проявляют племенную солидарность, когда оно подвергается угрозе или нападению извне». (Lewis 1955, 108).
396 См., например, договор в приложении к настоящей главе.
397 Среди нуэров, которые разделены на несколько племен, деньги за кровь причитаются за убийства внутри племени, но не за его пределами, а также в качестве возмещения ущерба за меньшие правонарушения. (Evans-Pritchard 1940, 121-122).
398 Сомали следуют школе Шафиитов; некоторые различия между их правилами и правилами, изложенными в главе 5, могут соответствовать различиям между школами суннитского права.
399 Lewis 1961, 177-178.
400 «Это так называемое джаа ифо (в отличие от джиффо), представляющее собой любую несмертельную, но довольно серьезную рану, компенсация за которую составляет порядка тридцати трех с половиной верблюдов, но может быть и больше». (Lewis 1961, 177n1).
401 «Когда двое мужчин нападают на другого человека из той же группы, это называется хиил или тууто, и за такое регулярно присуждается компенсация за оскорбление. Это обычное положение в договорах о выплате диа». (Lewis 1961, 177n2).
402 «Это относится к сомалийской практике наследования вдов (думаал), когда ее дети начинают принадлежать новому мужу, а не умершему брату или близкому родственнику. Обычно выплачивается уменьшенный выкуп за невесту». (Lewis 1961, 177n3).
403 Делится пропорционально количеству мужчин в каждом роду.