Итак, государство живёт в головах – в форме патерналистского мировоззрения, наработанных практик отказа от ответственности за решение насущных вопросов, отсутствия опыта или даже представления о том, какие возможны альтернативы. То есть, в сущности, государство – это просто одна из множества логических ошибок, которые преследуют людей в течение всей истории. Вроде симпатической магии (когда считается, что предметы, некогда бывшие одним целым или состоявшие в связи, сохраняют эту связь и взаимное влияние после разделения) или, скажем, фундаментальной ошибки атрибуции (когда человек склонен объяснять собственные поступки внешними обстоятельствами, а поступки других – свойствами их натуры). Так и с государством – человек склонен считать любого отдельного чиновника ничтожеством, но государство в целом в его глазах всё равно будет компетентным и мудрым. Или он может считать лично себя свободным и независимым, но другие, по его мнению, непременно нуждаются в твёрдой руке, а иначе съедут с катушек и поубивают друг друга.
Родителей не выбирают. Родину тоже. Это факт. А вот утверждение, что нельзя выбирать, где и с кем жить дальше – это уже симпатическая магия. В раннем детстве человек мало что решает за себя самостоятельно, на то есть внешние причины. Когда, будучи взрослым, человек норовит перекладывать ответственность за свою жизнь на некоего безликого внешнего родителя, это уже особенности его личности. Думать иначе – фундаментальная ошибка атрибуции.
Увы, нельзя просто сказать “выкинь государство из головы”. Полностью избежать таких когнитивных искажений невозможно, максимум можно рефлексировать их в себе и делать поправку на их наличие.
Выработать в себе привычку к мышлению в рамках либертарианской системы принципов вполне реально. Привычки нарабатываются практикой. Поэтому и для выработки мышления, в котором нет места государству, полезнее всего практиковаться в устроении собственной жизни так, чтобы государству там места не было.
Для начала, впрочем, неплохо будет уже просто прекратить называть вещи ложными именами. Не “заплатить налоги”, а “отстегнуть рэкетирам”, не “бесплатная медицина”, а “медицина с обязательными взносами”, не “государство”, а “самый сильный бандит на нашей территории”, и так далее. Не обязательно делать это громко, рискуя прослыть буйным фриком, достаточно проговаривать про себя.
Далее очень полезно поискать людей, которые тем или иным образом уклоняются от податей, обходят регуляции и не фигурируют в официальных документах. У них могут быть интересные истории, а их опыт частично вполне годится для перенимания, хотя бы с адаптацией. Коллекционирование и внедрение подобных хинтов может и должно становиться модным увлечением, которое тем сложнее побороть со стороны государства, чем оно массовее. Но даже если все эти кейсы окажутся слишком уникальными и не тиражируемыми, они всё равно вдохновляют, по крайней мере, на поиски аналогичных уникальных и не тиражируемых возможностей для себя.
Ещё важный момент. Не нужно быть излишне строгими к другим людям, которые точно так же находятся во власти государства. Из абьюзивных отношений всегда очень сложно выйти и почти нереально выйти невредимыми. Многие будут до последнего цепляться за них – не потому что они злые этатисты, а потому что уже утратили всякую веру в возможность жить иначе, и хотят только того, чтобы власть их поменьше терзала и даже иногда подкидывала какие-нибудь подачки. К счастью, у человечества накоплен опыт работы с подобными психологическими зависимостями, и этим опытом можно и нужно пользоваться.