Сетевое государство. 3. Трёхполярный мир.
В 1990 году, когда СССР явно разваливался, Чарльз Краутхаммер написал влиятельное эссе под названием «Однополярный мир». В нем подчёркивалось, что после окончания холодной войны США будет единственной доминирующей державой на планете и останется ею примерно в течение поколения, после чего «со временем наступит многополярность».115 Этот тезис полностью подтвердился: однополярность сохранялась в 1990-х годах, в основном сохранялась116 в 2000-х годах, в гораздо меньшей степени по мере подъёма Азии, роста технологий и американской поляризации в 2010-х годах, а в 2020-х годах однополярность канула в Лету.
По состоянию на 2022 год у нас больше нет однополярного мира. Причём это не просто двусмысленная многополярность с неопредёленным количеством центров силы. Вместо этого у нас есть двухполярная Америка и трёхполярный мир. И мы можем визуализировать эти полюса следующим образом:
115 Понятно, что ни глобальный Интернет, ни Китай не были указаны в его эссе в качестве возможных новых полюсов. Эти тренды ещё находились у основания своих экспонент. К чести Краутхаммера, он предусмотрел в статье возможность возникновения полюсов, которые в то время ещё не могли быть замечены.
116 Альтернативный тезис Хантингтона о «Столкновении цивилизаций» начал оказываться более валидным в 2000-х годах. Он моделировал мир не как однополярный, не как сумму случайного межгосударственного соперничества, не как группу атомизированных личностей, а как состоящий из цивилизационных блоков, которые в конечном итоге столкнутся друг с другом.