Ставя перед собой задачи, решение которых в одиночку невозможно или требует несоразмерного количества времени и труда, человек может применять разные подходы.
Во-первых, он может использовать различные приспособления, экономящие труд по решению задачи, несмотря на то, что на их создание также потребуется некоторый труд. Это капитализация труда, то есть замена труда капитальными благами.
Во-вторых, он может привлечь к решению задачи больше людей. На долю каждого приходится меньше работы, и задача оказывается выполнена быстрее. Это кооперация, то есть совместный труд.
В-третьих, он может привлекать к решению задачи не кого попало, а тех, кто специализируется на решении подобных задач, или же разделить задачу на части, и для выполнения каждой пригласить специалиста. Это разделение труда, то есть концентрация людей на тех задачах, в решении которых они сравнительно более эффективны, или которые им просто больше по вкусу.
Все эти подходы призваны увеличить производительность труда или, что равнозначно, сократить количество труда, требуемое для решения конкретной задачи, например, выпуска единицы продукции.
В относительно простой экономике для решения большинства задач человек может обойтись первыми двумя подходами. Они обеспечивают ведение натурального хозяйства, позволяют проводить значительные преобразования ландшафта под хозяйственные нужды, и, в общем-то, на протяжении большей части истории большинству населения земли этих двух подходов для решения масштабных задач было вполне достаточно.
Разделение труда – неизбежное требование для решения не просто масштабных, но и сложных задач. Люди при этом перестают быть взаимозаменяемыми, а это означает неизбежное неравенство. Умение решать сложные и масштабные задачи провоцирует людей на мысли о ещё более сложных и масштабных задачах, те требуют более глубокого разделения труда, а оно приводит к усложнению общества и экономики. И к росту неравенства, конечно, тоже.
Неравенство раздражает человека. Зависть толкает его на нехорошие мысли в адрес тех, кто сильно выделяется, и эти мысли могут воплощаться в действиях. Ради умиротворения этой зависти люди испокон веку вырабатывали различные перераспределительные практики: потлач (ритуальное уничтожение лишнего богатства во время праздничных пирушек), передел земли, списание долгов, налоги и тому подобные меры, которые часто оказывались лекарством более опасным, нежели болезнь, и приводили к торможению всяческого развития, оставляя всех членов такого общества бедными и прозябающими.
Пока большая часть человечества объявляла богатство греховным, перспектив у человечества было мало. Ситуация изменилась, когда вместо этого греховной была объявлена зависть. Накопление богатства постепенно становилось всё более безопасным, это приводило к росту капитализации экономики, что повышало производительность труда и, косвенным образом, через механизмы конкуренции способствовало росту богатства даже относительно малоуспешных членов общества.