Сетевое государство. 2. История как траектория.
2.9.1. Сообщества – это прежде всего причины, и лишь потом – компании
Каждое новое стартап-сообщество должно иметь в своей основе моральную предпосылку, которую разделяет его нация-основатель, которая поддерживается цифровой историей, неуничтожимой даже для более могущественного государства107, и которая оправдывает его существование как праведного, но мирного протеста против власть имущих.108
Чтобы внести ясность: это огромная работа — построить целое моральное здание наравне с религией и проработать все практические детали. Мы не советуем вам придумывать свои собственные Десять заповедей!
Но мы думаем, что можно придумать единственную заповедь. Одну новую моральную предпосылку. Всего лишь один конкретный вопрос, по которому история и наука убедили вас ложности идей истеблишмента. И где вы чувствуете себя уверенно, излагая свою точку зрения в статьях, видео, книгах и презентациях.
Эти презентации похожи на презентации стартапов. Но как основатель стартап-сообщества, вы не технологический предприниматель, рассказывающий инвесторам, почему эта инновация лучше, быстрее и дешевле. Вы — моральный предприниматель, рассказывающий потенциальным будущим гражданам о лучшем образе жизни, о единственной вещи, которую мир в целом понял неправильно, и которую ваше сообщество исправляет.
Сосредоточив внимание только на одной проблеме, вы можете создать параллельное общество с управляемой сложностью, поскольку вы меняете только одно цивилизационное правило. В отличие от политической партии, вы не предлагаете комплексное соглашение по многим вопросам, которые волнуют людей лишь поверхностно. С помощью единой заповеди вы вместо этого предлагаете сообщество единой проблемы и привлекаете не избирателей, голосующих по одной проблеме, а тех, кто продвигает этот единый вопрос.
2.9.1.1. Концепция параллельного общества
В качестве терминологического примечания: мы подразумеваем, что стартап-сообщество — это новое сообщество, построенное в первую очередь в интернете, основанное на социальной критике своего родительского сообщества и основанное с целью решения этой конкретной социальной проблемы через добровольное участие — а именно, путем вербовки людей в интернете для добровольного формирования альтернативного общества, которое показывает лучший путь. Также подразумевается, что стартап-сообщество всё ещё довольно маленькое и находится в самом начале реализации своих амбиций, как и стартап-компания.
Параллельное общество примерно эквивалентно стартап-сообществу, но подразумевается, что оно может быть намного больше по масштабу. Оно параллельное, потому что оно располагается отдельно от основного общества как параллельная версия, как форк. Оно не противостоит мейнстриму по всем измерениям, но, безусловно, отличается от мейнстрима по ключевым направлениям.
«Стартап-сообщество» и «параллельное общество» относятся друг к другу примерно как «стартап» и «технологическая компания»; первый – это ранняя стадия, а вторая может быть на любой стадии.
Эта аналогия корректна и с другой точки зрения. Термин «технологическая компания» может относиться к полностью удаленной организации, к частично представленной в физическом мире компании с некоторым количеством офисных помещений, или ко всемирно признанной транснациональной корпорации, такой как Google. Точно так же и «параллельное общество» – это зонтичный термин, который может обозначать полностью цифровой сетевой союз, частично представленный в физическом мире сетевой архипелаг или дипломатически признанное сетевое государство.
Это важно, потому что цели стартап-сообщества могут быть реализованы с помощью чисто цифрового сетевого союза, также может понадобиться некоторое физическое присутствие в виде сетевого архипелага, или даже формальное юридическое признание в виде полноценного сетевого государства. Всё зависит от характера вашей Единой заповеди: может ли она быть выполнена исключительно на уровне сообщества, требует ли она физического строительства или также изменений в правовой системе.
Для разъяснения тезиса разберём несколько конкретных примеров. Мы опишем стартап-сообщества, опирающиеся на полностью цифровой сетевой союз, другие, ориентирующиеся на частично физический сетевой архипелаг, и третьи, которым необходимы дипломатически признанные сетевые государства.
2.9.2. Примеры параллельных обществ: цифровые сетевые союзы
2.9.2.1. Культура обновления: сообщество с защитой от отмены
Давайте начнем с простого примера основанного на Единой заповеди стартап-сообщества, которому требуется только чисто цифровой сетевой союз и не требуется полного физического присутствия, как в сетевом архипелаге, не говоря уже о дипломатическом признании, как у сетевого государства.
Это сообщество с защитой от отмены.
Предположим, вы гипотетический основатель этого стартап-сообщества. Вы начинаете с истории последних пятнадцати лет, показывающей все причудливые примеры отмены в социальных сетях, что-то вроде книги Джона Ронсона «Итак, вас публично опозорили».
Вы отмечаете, что эти отмены представляют собой пагубное следствие моральных норм жителей Государства и руководителей Сети. Их алгоритмы партизанской войны и взаимодействия поймали многих невинных людей в ловушку под перекрестный огонь социальной войны. Теперь случайный комментарий гражданского лица легко превращается в человеческое жертвоприношение ради приверженности к идеологической чистоте. Это примерно как если бы в офлайне случайный прохожий так обиделся на вашу реплику в адрес приятеля, что открыл по вам огонь.
Те, кто согласен с тем, что нормальное поведение в интернете не должно сопровождаться риском социальной смертной казни, наложенной случайными людьми, составляют основу вашего нового общества. Они согласны с вашей исторически обоснованной моральной критикой. И Единой заповедью такого сообщества может быть что-то вроде: «Отмена без надлежащей правовой процедуры — это плохо».
Как вы это реализуете? Одно из решений – создание сетевого союза, который представляет собой сочетание принципов (а) гильдии и (б) страхования от отмены.
Вы собираете в дискорде группу людей, при желании оформляете ваше сотрудничество через выпуск токена DAO, и работаете над совместным продвижением и помощью друг другу. Это может быть гильдия, скажем, графических дизайнеров, молодых писателей-фантастов или инженеров-электриков. Токен DAO не обязателен — это не какая-то грандиозная инновация вроде Ethereum. Это просто способ записать, кто вложил время и/или деньги в стартап-сообщество и сколько именно. Люди готовы отдавать, чтобы получить, при пмощи механизмов вроде StackOverflow Karma. А те, у кого денег больше, чем времени, могут купить токен, чтобы поддержать тех, у кого в гильдии больше времени, чем денег.
Теперь 99% времени это стартап-сообщество просто занимается деятельностью «мирного времени», например, помогает людям найти работу, организует продвижение новых продуктов, созданных участниками, способствует популяризации сообщества или просто тусуется на встречах.
Но в 1% случаев кто-то в гильдии подвергается социальной атаке. В этой ситуации гильдия может решить публично отреагировать как единое целое или — если она сильно уступает атакующим в численности — может тихо поддержать пострадавшую сторону, предоставив ей новую работу после того, как шум утихнет. В таких обстоятельствах вступает в силу Единая заповедь, и в отношении попытки отмены применяется внутренняя надлежащая процедура. Действительно ли человек сделал что-то не так, и если да, то не будет ли более правильным наказанием штраф в сто долларов или извинения, а не на публичная клевета, разрушающая карьеру?
Идея состоит в том, что такое стартап-сообщество служит двойной цели: оно полезно в «мирное время», но также даёт людям сообщество, к которому можно обратиться в случае интернет-травли. И именно так можно построить культуру, устойчивую к отмене.
2.9.3. Примеры параллельных обществ: физические сетевые архипелаги
2.9.3.1. Кето-кашрут: сообщество, не употребляющее сахара
Далее давайте рассмотрим пример, для которого требуется сетевой архипелаг (с физическим охватом), но не обязательно иметь полноценное сетевое государство (с дипломатическим признанием).
Это кето-кашрут, сообщество, не употребляющее сахар.
Начинаем с истории ужасной пищевой пирамиды Министерства сельского хозяйства США, агрикультурного монстра, который послужил прикрытием корпоративной сахарификации во всём мире и вызвал эпидемию ожирения. Также обсуждаем лечение в виде кето- и низкоуглеводной диеты.
Затем начинаем внедрять это лечение при помощи частично представленного в физическом мире сетевого архипелага. Организуем онлайн-сообщество, которое покупает вскладчину недвижимость по всему миру, например, многоквартирные дома и спортивные залы, а со временем, возможно, даже кварталы и небольшие городки. Можно даже применить крайне нетерпимый подход к сахару, буквально запретив ввоз джанкфуда и сахара в пределы своих границ, тем самым внедрив своего рода «кето-кошерный режим».
Можно также представить себе варианты этого стартап-сообщества, такие как «Сообщества плотоядных» или «Палеолюди». Это будут конкурирующие стартап-сообщества в одной и той же широкой области, вариации одной темы.
В случае успеха такое сообщество, возможно, не остановится на сахаре. Это может привести к установлению культурных стандартов, скажем, в отношении фитнеса и физических упражнений. Или, возможно, оно мог бы закупить для всех участников глюкометры непрерывного действия или размещать оптовые заказы на метформин.
2.9.3.2. Цифровой шаббат: частично офлайновое сообщество
Автомобили, в целом — это хорошо. Но с ними можно переборщить. Америка середины века так и сделала. Набережную Сан-Франциско заслонили уродливыми эстакадами, затрудняя пешеходную доступность этого прекрасного района. Это шоссе было снесено в конце 20 века.109 И его снос стал признанием того, что иногда хорошего может быть слишком много.
Круглосуточное подключение к интернету относится к той же категории. Хорошо, что мы делаем такие вещи, как Starlink, чтобы обеспечить всему миру доступ к интернету, дать возможность бесплатного онлайн-образования и вовлечь всех в глобальную экономику.
Но плохо, если вы никогда не можете отключиться от интернета. Вот почему такие приложения, как «Freedom», так популярны. Вот почему люди используют устройства ограничения доступа, такие как банки из-под печенья с таймером, и прячут туда свои телефоны. Вот почему такие приложения, как Twitter и Snapchat, стали популярными благодаря искусственным ограничениям, таким как ограниченное количество символов или исчезающие сообщения, то есть были заточены под подверженных ошибкам людей, а не под непогрешимые машины. Вот почему Цинхуа отключает интернет по ночам, почему Apple теперь выводит на экран индикаторы времени использования устройства, и почему такие книги, как «Элементарные привычки» и «Неотвлекаемость», так хорошо продаются.
А может, не надеяться в деле оптимизации подобных трудностей на индивидуальную ответственность? Как насчёт создания сообщества, которое помогало бы отвлечься и от интернета, и от самоконтроля? Сообщества, которое признавало бы, что интернет это хорошо, но пространство без интернета – это тоже хорошо, точно так же, как хороши автомобили, но набережная Сан-Франциско без машин тоже хороша.
Одним из способов добиться этого могло бы стать общество Цифрового Шаббата, где интернет просто отключается по ночам, с 9 вечера до 9 утра. Кроме того, некоторые здания и помещения будут, скажем, заключены в клетки Фарадея, чтобы отключить их от беспроводной связи. Зоны начнут обозначаться как онлайн- и офлайн-зоны, что-то вроде зон для курящих и некурящих в самолетах. Любое использование интернета будет осознанным и целенаправленным, а не бессознательным и непроизвольным.
Со временем такое общество может даже попытаться создать приложения, которые вернут людям контроль над использованием интернета, используя инструменты машинного обучения с открытым исходным кодом, работающие локально на устройствах и обеспечивающие защиту конфиденциальности, чтобы расставлять приоритеты уведомлений, блокировать отвлекающие факторы и повышать личную продуктивность.
Общество Цифрового Шаббата – это пример сетевого архипелага, который сосредоточен на улучшении самоконтроля при использовании интернета. По очевидным причинам для этого понадобится присутствие в физическом мире, а выполнять его цели исключительно в цифровом виде не получится.
2.9.4. Примеры параллельных обществ: признанные сетевые государства
2.9.4.1. Моё тело – моё дело: общество без потребительских регуляций
Теперь давайте рассмотрим более сложный пример, который потребует полноценного сетевого государства с дипломатическим признанием.
Это зона медицинского суверенитета, общество, свободное от регуляций FDA (Food and Drug Administration, российский аналог: Роспотребнадзор – прим. переводчика).
Начинаем наше стартап-сообщество с истории Хеннингера о влиянии решений FDA на скорость разработки и внедрения лекарств, и истории Табаррока о вмешательстве FDA в так называемые рецепты «не по прямому назначению». Рассказываем, сколько миллионов было убито такой политикой, раздаём футболки, как это делало движение ACT-UP, показываем всем своим потенциальным гражданам Далласский клуб покупателей и разъясняем всем новым членам сообщества, почему наше дело медицинского суверенитета праведно.
Но чтобы на самом деле достичь личного медицинского суверенитета, нашему стартап-сообществу потребуется определенная степень дипломатического признания со стороны суверенов за пределами США — или, возможно, одного из штатов США. В сущности, это должно быть то, что мы называем сетевым государством, поскольку ему потребуется юридическое признание со стороны существующего правительства.
Если создавать его за пределами США, такое стартап-сообщество может опираться, скажем, на поддержку нового биомедицинского режима Мальтой. Чтобы сделать это в США, понадобится губернатор, который объявит свой штат штатом-убежищем для биомедицины. То есть, точно так же, как город-убежище заявляет, что не будет обеспечивать соблюдение федерального иммиграционного законодательства, штат-убежище для биомедицины не будет выполнять предписания FDA.
Благодаря этому дипломатическому признанию далее можно взять существующее американское законодательство и добавить одну важную новую особенность: абсолютное право каждого покупать или продавать любую медицинскую продукцию без вмешательства третьих лиц. Ваше тело – ваше дело. Так будет получена зона, свободная от FDA.
2.9.5. Анализ параллельных обществ
Теперь мы понимаем, почему так важна целенаправленная моральная критика. Она направляет (а) моральный пыл политического движения, (б) сфокусированный с лазерной точностью, присущей стартап-компаниям, давая на выходе (в) стартап-сообщество, основанное на Единой заповеди.
Такое сообщество – это не тотальная революция. Мы не начинаем полностью с нуля. Каждое стартап-сообщество просто берёт повреждённый аспект сегодняшнего мира, часто или повреждённый государством, или представляющий собой какое-то игнорируемое им бедствие, пишет историю этого провала государства, а затем создает добровольное сообщество для решения этой проблемы.
Это чётко сфокусированное параллельное общество, вносящее одно значительное изменение.
2.9.5.1. Почему не более одной заповеди?
Почему так важно вводить одну заповедь, а не ноль или N?
Короткий ответ: писать с нуля нечто столь сложное, как социальная операционная система, мало кто захочет, к тому же другие будут активно мешать это делать. Но мало кто захочет и полностью избегать инноваций в ущербном обществе. Таким образом, введение одного (1) узконаправленного изменения в рамках стартап-сообщества с гражданами-добровольцами позволяет протестировать новую заповедь.
Более развернутый ответ вращается вокруг важного парадокса современного общества: а именно, что многие люди чувствуют себя некомфортно, проповедуя религиозную мораль, но при этом очень комфортно, когда проповедуют свою политическую этику.
Первую часть легко понять. Сегодня жители Запада часто стесняются предлагать другим исповедовать свою религию. Почему? Они могут чувствовать, что сами не до конца её понимают, так кто они такие, чтобы проповедовать другим? Или они знают, что не могут соответствовать своему идеальному моральному кодексу, как тот, кто хочет сидеть на диете, но не всегда может себя сдерживать, поэтому воздерживаются от замечаний, чтобы избежать обвинений в лицемерии. Также, возможно, они не хотят, чтобы на них нападали как на сумасшедшего культиста. Всё это вполне понятные колебания перед тем, чтобы как (а) нести учение традиционной религии, так и (б) изобретать совершенно новую религию, равно как и (в) создавать ответвление существующей религии. (Последнее — это что-то вроде создания новой деноминации протестантизма, где сохраняется большая часть старой кодовой базы, но добавляются некоторые важные отличительные факторы.)
Но давайте подумаем о второй части. Хотя в западном обществе существует большая нерешительность насчёт религиозных проповедей, в отношении политического евангелизма, по-видимому, сомнений нет. Действительно, это считается этическим долгом, обычно именно в таких терминах: слово «этический» используется вместо слова «моральный», но выполняет очень похожую роль, и по крайней мере две крупные конкурирующие политические партии активно сражаются за души/голоса своих верующих.
В этом и заключается парадокс: хотя и политические, и религиозные движения можно считать доктринами110, поскольку они сопровождаются рядом директив о том, как люди должны жить, тот же человек, который стесняется рассказывать другим людям о морали, часто невероятно уверен в себе, настойчиво донося до других людей свои политические воззрения.
Вот почему мы рекомендуем каждому новому стартап-сообществу лишь одну заповедь. Это что-то среднее между слишком застенчивым и слишком властным. Это нечто среднее между полным отказом от религиозного евангелизма и чрезмерным увлечением политически звучащим евангелизмом. Не стоит избегать моральной позиции, потому что это означает, что вы пассивно поддаётесь своему окружению. Но также не надо пытаться начинать навязывать всеобъемлющую политическую идеологию, потому что это слишком сложно и означает тотальную войну с вашим окружением.
Вместо этого просто выберите один недостаток современного общества, который, как вы уверены, можно исправить путём создания стартап-сообщества, и следуйте этим путём. Одна заповедь, а не ноль или N.
2.9.5.2. А как насчет старых доктрин?
До сих пор мы говорили о Единой заповеди, но подразумевали, что это новое моральное веяние, такое как отказ от сахара или ограничение использования интернета. А как насчет старых религий, политических кодексов и моральных заповедей?
Конечно, можно вернуться к старому известному религиозному кодексу, приняв его полностью или частично. В стартап-сообществе с добровольным участием это можно сделать относительно просто, потому что религия во многих странах в основном считается частным делом: до тех пор, пока люди соглашаются исповедовать свою религию определённым образом без образования иерархий, государство им это позволяет.
Вернуться к старому политическому кодексу сложнее, потому что тут уже речь идет о публичном праве, а не о частном. Тем не менее, если построить достаточно большое стартап-сообщество и выбрать удачные законы, вполне реально чего-то добиться на уровне города или региона — как на Западе, так и за его пределами.
2.9.6. Параллельные системы катализируют мирные реформы
Как США победили СССР? Они построили и защитили параллельную систему.
Вернёмся к падению Советского Союза. Как отметил Стивен Коткин в блестящем интервью, самым важным фактом о Советском Союзе было то, что они действительно были коммунистами. Сторонние наблюдатели считали Советы циничными, но они ошибались; их цинизм имел пределы. В конечном счёте Советы всё-таки были ревностными сторонниками своей идеологии.
Да и как могло быть иначе? Да, советские граждане не были глупыми и понимали, что факты могут противоречить доктрине, но они действовали в ограниченной информационной среде. Цензура была настолько всепроникающей, что контролировала мышление. Степень самообмана была настолько всеобъемлющей, что даже номенклатура, вроде Бориса Ельцина, не знала, насколько на самом деле беден Советский Союз, пока он не посетил американский супермаркет и не воздел руки, поняв, насколько сильно отстаёт СССР. В отличие от описанного у Оруэлла, советские лидеры обманывали и себя тоже.
Таким образом, по сути, любые изменения, которые советская элита могла бы предложить в отношении СССР, были бы лишь поверхностными. Её ценности и доступная информация были ограничены. На самом деле им нужна была совершенно другая система. Однако их система сопротивлялась как революционным, так и постепенным реформам.
Решением стала параллельная система, ориентирующаяся на США. Альтернативное общество, основанное на других моральных предпосылках, которое в конечном итоге обеспечило несомненно лучшие результаты.
Это тот же основной инструмент, который реформировал Китайскую Народную Республику. Само существование успешных параллельных систем на Тайване, в Гонконге и особенно в Сингапуре заставило Дэна Сяопина принять капитализм. Книга Эзры Фогеля превосходно описывает эти события.
Итак, в обоих случаях это были параллельная системы, которые победили соответственно советскую и маоистскую систему.
2.9.6.1. Параллельным системам когда-то требовалась прилегающая земля, а теперь нет
В 20 веке единственным способом построить параллельную систему было сражаться и выиграть войну (часто горячую) против коммунистов или фашистов, которые намеревались завоевать некую территорию. Параллельные системы США c Сингапуром, Гонконгом и Тайванем поддерживались против СССР и КНР ценой огромных затрат в борьбе за большие прилегающие территории. Этот подход был полностью ориентирован на Государство.
В 21 веке наш подход предлагает сетецентричный способ построения параллельных систем: создавать по одному добровольному сообществу за раз, при необходимости чисто в цифровом формате, оправдывая это исторической/моральной критикой нынешней системы, что делегитимизирует государственное насилие против этих сообществ и позволяет эксперименту продолжиться.
Многие потерпят неудачу, но для тех, кто преуспеет, можно будет объединить хорошие изменения и отбросить плохие, чтобы в конечном итоге получить параллельное общество, которое во многих отношениях отличается от исходной кодовой базы, например, США, но сохраняет достаточное сходство, чтобы быть «обратно совместимым», позволяя гражданам мигрировать. Подобно отношениям США и Европы в 1800-х годах, это способ воспроизводимого построения Нового Света в интернете для реформирования существующих государств.
2.9.7. И ещё четыре тезиса о Единой Заповеди
Во-первых, начав с, казалось бы, простой моральной предпосылки и доведя её до логического завершения, стартап-сообщество, основанное на одной-единственной заповеди, в конечном итоге меняет огромные сферы жизни, но при этом целенаправленно, ограниченно и интеллектуально последовательно.111 Достаточно просто подумать о том, что на самом деле означает слово «кето», если его экстраполировать на масштабы целого города, где отравление сахаром воспринимается так же серьезно, как отравление свинцом.
Во-вторых, сообщества, основанные на Единой заповеди, допускают масштабируемое, параллельное и согласованное исследование социально-политического пространства. Различные группы, которые не согласны друг с другом в том, как жить, тем не менее, могут поддержать метаконцепцию множества различных экспериментов, основанных на единственной заповеди. В самом деле, и сообщество плотоядных, и веганская деревня, скорее всего, будут иметь лучшие показатели здоровья, чем те, что даёт стандартная западная диета, даже если эти сообщества расходятся во мнениях по основным моральным принципам.
В-третьих, между сообществами существует сетевой эффект. Конечно, каждое из них начинается с чёткой фокусировки — подобно тому, как стартап-компания пытается привлечь клиентов с помощью одного узкого нишевого продукта, каждое стартап-сообщество пытается привлечь участников с помощью одной конкретной заповеди. И, как и в случае со стартап-компанией, любой индивидуальный эксперимент по созданию нового социально-политического порядка может быть успешным, а может и провалиться. Но пока некоторые стартап-общества, основанные на Единой заповеди, добиваются успеха, они могут копировать проверенные моральные инновации друг у друга.
В-четвертых, каждое из таких стартап-сообществ, основанных на Единой заповеди, имеет свою историю. Послушайте кого-нибудь из кето-кошерного общества, и он сможет рассказать о том, как пищевая пирамида Министерства сельского хозяйства США привела к эпидемии ожирения. Поговорите с монахом из общины Выбора Бенедикта, и вы услышите о религиозной культуре, которую они пытаются сохранить. Поговорите с гражданами общества без потребительских регуляций, и они расскажут вам историю нескольких сильных и многих слабых сторон FDA, от её взаимодействия с движением ACT-UP до задержек в разработке лекарств. Некоторые из таких сообществ ориентированы на новые технологии, а некоторые нет, но все они основаны на этическом кодексе, выведенном из чтения истории. И именно поэтому история является основой любого нового стартап-сообщества.
107 Кажется, что это избыточно высокая планка, но научные архивы, поисковые системы и социальные сети продолжают подвергаться молчаливой цензуре. И иногда не такой уж молчаливой. Поэтому нам нужно что-то вроде IPFS или Биткоина для хранения устойчивой к воздействию Государства цифровой истории.
108 Как выразился Антонио Гарсиа-Мартинес: «Готовы ли вы умереть за DAO?»
109 Конечно, вскоре это место было оккупировано фентаниловыми наркоманами. Но был некоторый интервал времени, когда люди могли наслаждаться пешеходной набережной.
110 Доктрина также может быть основана не только на Боге или Государстве, но и на Сети. То есть речь в ней может идти не только о религии или политике, но и о глобальных деньгах, таких как Биткоин или Эфириум.
111 В частности, мы подразумеваем, что каждый, кто входит в данное стартап-сообщество, может дезавуировать своё участие и выйти из сообщества в любое время.