Колонка Битарха
Михаил Светов и многие другие либертарианцы часто предлагают модель территориальных общин. Это, по сути, обычные государства (или субъекты федерации) с территориальной монополией, но создаваемые «с нуля» группой поселенцев, разделяющих определённые ценности.
Кроме очевидных недостатков государства с территориальной монополией, в этой модели есть ещё одна очень важная проблема, которую почему-то не афишируют. Суть её в том, что ценности поколения основателей могут не передаваться потомкам (так произойдёт практически гарантированно, пусть не во втором поколении, так в пятом). Даже когда небольшая часть людей в этой общине отойдёт от ценностей основателей, правительству общины придётся их учитывать, размывая идеологическую целостность изначального проекта и превращая общину в обычное современное государство.
Не верите что так случится? Посмотрите историю США! Там ведь тоже колонии вначале заселялись по религиозному и идеологическому принципу. Современные штаты практически ничего из этого не сохранили, превратившись в обычное централизованное государство, от которого колонисты когда-то бежали из Европы.
Комментарий Анкап-тян
Со временем распадаются или меняются до неузнаваемости, сохраняя в лучшем случае название, любые общественные объединения, будь то государства, общины, предприятия, политические партии или клубы по интересам. Преходящесть во времени можно назвать ахиллесовой пятой любой существующей во времени сущности, и территориальные общины никак не выделяются на общем фоне. Основателям общины достаточно того, что некоторое время эта самая община существует, и отвечает интересам своих членов в большей степени, чем окружение, а если в будущем выходцам из этой общины будет более по сердцу иное окружение – ну, так тому и быть, и нечего решать за потомков, они чай не глупее.
Чтобы преодолеть регрессию к среднему, нужно поддерживать эндогенный брак и свободу выхода для тех, кому такой образ жизни не подходит, а также ограничить миграцию вовнутрь и обеспечить самостоятельное образование. Таким образом, можно обеспечить наследование взглядов и ощутимо удлинить жизнь проекта минимального государства.
Думаю ты сам прекрасно понимаешь что свобода выхода из насильственной иерархии доминирования (именно ей являются все стационарные бандиты на планете в настоящий момент) – это не естественное право или данность, а временная милость власти. Которая в любой момент может исчезнуть.
Так что без искоренения насилия как ошибки эволюции про свободу можно даже не заикаться!