Если кратко: меня одобряют непорядочные люди, а порядочные недолюбливают или ненавидят. И от этого очень грустно и теряется смысл жизни.
анонимный вопрос
Порядочные люди не обязаны уважать и поддерживать порядочных людей. Они не обязательно умны, не обязательно дальновидны, они не обязательно имеют материальную заинтересованность в вашей поддержке, могут, напротив, иметь материальную заинтересованность в вашем неодобрении, могут быть конформистами, и уж точно не владеют всей полнотой информации, потому что всей полнотой информации не владеет вообще никто. Иначе говоря, мир несправедлив.
Тем не менее, люди обычно заинтересованы создавать такое общество, где определённое поведение будет вознаграждаться, и даже порой преуспевают в этом. Вознаграждаемое в этом обществе поведение называется порядочным, и этот стандарт порядочности, разумеется, не обязан совпадать со стандартом порядочности поведения в другом обществе. Одно общество будет ценить и уважать ловкого интригана, другое – склонного к соблюдению моральных норм в ущерб материальной выгоде. Причём эти два общества даже могут частично состоять из одних и тех же людей. Иначе говоря, люди строят свои справедливые мирки, и у них неплохо получается, но в этой деятельности действует сильный отрицательный эффект масштаба, мешающий воплотить единый универсальный стандарт справедливости.
Вы можете восхищаться каким-нибудь порядочным мерзавцем, ловко подсиживающим коллег, и, желая снискать его уважение, ловко подсидите его маму. Тут-то и выяснится, что для мамы у порядочного мерзавца действуют иные стандарты порядочности. Вы можете восхищаться широтой души вашего коллеги, а потом окажется, что по работе ему от вас требуется компетентность и соблюдение инструкций, а проявление широты вашей души он скорее оценит в нерабочей обстановке. Или, наоборот, вы можете демонстрировать ту самую компетентность по работе, а вас будут недолюбливать в коллективе за то, что вы за собой чашку не моете, или смеётесь над анекдотами невпопад.
Умение понимать, каких поступков кто и в какой момент от вас оживает, называют эмоциональным интеллектом. Мне представляется, что это сочетание обычного интеллекта (способности к анализу) плюс эмпатии (способности к сопереживанию). За эмпатию в мозгу отвечают так называемые зеркальные нейроны, ну а там, где есть нейросеть, есть и техники тренировки нейросети. Пробуйте копировать чужие манеры, голос, движения, интонации. Следите за возникающими у вас при этом ощущениями. Моделируйте чужое поведение у себя в голове, добиваясь того, чтобы модель максимально походила на реальность. Пробуйте копировать стиль письма разных людей. Со временем прокачаете свою проницательность.
К сожалению, не могу похвастаться, что сама обладаю высоким эмоциональным интеллектом. Я из тех, кто скорее сдаст экзамен по физкультуре, написав реферат о технике бега, чем сама пробежит стометровку на норматив. Так что личным примером у меня вдохновить не выйдет, но вы вроде искали у меня не примера, а совета. В советы я умею.
Тогда теряется смысл порядочности как регулятора общественных отношений.
Институт репутации работает именно как регулятор общественных отношений, но при этом речь идёт не о навязывании. Человек не обязан вести себя безупречно с точки зрения неопределённого множества других лиц, но эти другие лица, конечно, могут высказываться по этому поводу неодобрительно.
Если человек не заключал добровольный контракт, обязываясь вести себя безупречно, а другие лица накладывают на него санкции за небезупречное поведение – это навязывание. Низкая интенсивность (вербальное осуждение, а не физические действия) и слабая организованность (другие лица не заключили между собой договор о скоординированном осуждении) не меняет сути. А если другие лица не видят необходимости поощрения порядочного поведения, значит они считают, что человек должен вести себя безупречно, потому что так положено.
Если порядочные люди хотят, чтобы институт порядочности и репутации функционировал – им нужно уважать и поддерживать других порядочных людей. Чтобы институт порядочности поддерживал сам себя – нужно сделать “поддержку других порядочных людей” одним из важных критериев порядочности. Иначе поступать порядочно будет невыгодно, а порядочность будет признаком лоховатого интеллигента, как в рашке.
Соглашусь. Просто я употребляла термин “не обязаны” в смысле принуждения, а не в смысле социально одобряемого поведения. Чем больше доверия в обществе, тем лучше работает пряник, и тем менее оправдано использование кнута.
Вопрос целиком составлен из неопределенных терминов. Каждый понимает их по-своему, но думает что понимает, о чем говорит собеседник. Чтобы ответить по существу, нам нужно выяснить, что для спросившего означают слова: уважение, поддержка, порядочность, недолюбливание и ненависть. Что такое для него “смысл жизни”. Каких людей он уважает и поддерживает, а каких нет. И за что?
Вот корень проблемы: человек грустит и не хочет жить, потому что важные для него люди его не одобряют. Он мог бы снизить значимость чужого одобрения и не страдать.
Всё-таки обычно проблемой является то, что человека ненавидят разные неприятные типы, а здесь он страдает из-за разницы в понимании должного. Значит, дело не в значимости чужого одобрения, а в непонимании. Отрастить толстую шкуру – отличный рецепт от множества проблем с окружающими, но такая шкура сужает возможный круг взаимодействий.
Либертарианцы “грустят и теряют смысл жизни”, потому что их ненавидят разные неприятные этатисты и коммунисты?
Он страдает из-за отсутствия социально-психологического поощрения, которое является для него самоцелью. Его самооценка зависит от уважения и поддержки.
Обычно люди желают одобрения приятных им людей, а мнение неприятных не имеет для них ценности.
Человеку говорят: ты должен поступать порядочно, чтобы мы хорошо к тебе относились. Человек поступает порядочно, а ему говорят, что мы свободные люди и не обязаны тебя одобрять и поддерживать.
У людей с толстой шкурой круг взаимодействий шире, они выгоднее, а неудачи не причиняют страданий. Они не боятся порицания, отказов и отвержения, а значит легко заводят новые знакомства и предлагают взаимодействия, не нуждаясь в 100% гарантии согласия и одобрения. У кого шире круг взаимодействия – у социофоба или психопата?
Человек с толстой шкурой может нуждаться в уважении и одобрении важным для него человеком, а социофобу чужое неодобрение будет причинять дискомфорт только во время общения и он будет счастлив запереться в сычевальне с интернетом и годовым запасом продуктов, чтобы избежать общения с другими людьми.
Желание подстраиваться под чужие ожидания не вызывает уважения. Подстраиваясь под чужие ожидания, желая понравиться – вы сообщаете человеку, что его ранг выше вашего.
Социальные сигналы посылаются, считываются и обрабатываются на уровне подсознания. Аналитический интеллект работает слишком медленно, а в стрессовых ситуациях – отключается.
Гладкую мускулатуру контролирует подсознание, а не интеллект, а значит из рационального центра нельзя управлять даже интонациями голоса. Актеров учат вживаться в роль, входить в нужное психоэмоциональное состояние, а не пытаться имитировать внешние проявления.
Я всё-таки пишу не о подстраивании, а о понимании. Что затем делать с пониманием, это уже второй вопрос.
Простите, но термин “подсознание” не кажется мне вполне научным. Да и было бы странно рассматривать подсознание как нечто полностью автономное, на которое невозможно повлиять теми или иными сознательно выполняемыми действиями.
Ты пишешь о понимании чужих ожиданий как о наиболее важном, предлагая техники развития именно этого навыка, но не пишешь, зачем нужен этот навык. Если писать о понимании, то о понимании того, какие действия вызовут нужную реакцию. Понимание чего другие хотят от тебя может быть полезно, но не обязательно. А чтобы понять, какие реакции нужно вызвать – надо ответить на главный вопрос: что я хочу получить от этого человека? Без понимания цели взаимодействия невозможно оценить эффективность методов.
“представляется” и “кажется” это не научный метод.
Почему ты решила, что я рассматриваю не осознаваемые процессы как автономные и не подверженные влиянию?
Из вопроса можно предположить, что целью является уважение о поддержка со стороны тех, кого вопрошающий уважает и поддерживает.
Хотя, конечно, можно предложить автору вопроса пересмотреть свои критерии уважения. Если, например, он уважает и поддерживает действующий российский режим, не находит взаимности, зато имеет уважение и поддержку со стороны каких-нибудь презренных оппозиционных либералов, то стоило бы поправить себе оптику, а не искать путей, чтобы заслужить уважение и поддержку власти.