В теории либертарианские принципы очень красивы. Каждый человек обладает самопринадлежностью, может сам собой распоряжаться, ставить цели, выбирать средства, договариваться и всё такое. А потом тебе показывают орущий комочек плоти в пелёнках и говорят: се человек! Более того, потом тебе показывают фотографию эмбриона, сделанную во время УЗИ, и продолжают настаивать: се человек! Потом ты видишь впавшего в детство старичка с альцгеймером, и это тоже человек! Также тебе предлагают считать человеком того, кто демонстрирует интеллектуальное ничтожество после удара по голове, вследствие энцефалита, от какой-нибудь врождённой патологии, набухавшегося в синьку или воспитанного дикими животными. Но это полбеды. Время за полночь, ты ложишься в уютную постельку, засыпаешь – и становишься таким же беспомощным и неправосубъектным, как тот самый младенец, и какие у тебя в это время основания считаться гордым обладателем имени человека, со всей его самопринадлежностью?
Складывая два и два, человек может второпях получить двадцать два, и в результате согласиться на невыгодную сделку. Через секунду он исправляет ошибку в своих расчётах и требует отмены сделки. И куда после этого прикажете засунуть принцип, гласящий, что на рынке каждый участник избавляется от того, что для него менее ценно, а приобретает то, что для него более ценно? Толку-то от этого принципа, если через секунду человек передумывает и требует всё откатить назад?
Чтобы ещё больше усугубить наше смятение, вспомним, например, про шизофрению. Человек ведёт себя, как одна личность, а потом как другая, которая про действия первой личности ни сном ни духом. Можно ли говорить о полноте правосубъектности для каждой из таких субличностей? Можно ли отделять ответственность одной из них от ответственности другой? А если да, то что помешает любому злоумышленнику симулировать такое расщепление сознания? Да и зачем ограничиваться рассмотрением одних только клинических случаев, если человек прекрасно может завести себе в сети десяток виртуалов со своим характером, внешностью, историей, привычками и прочими особенностями? Одна из таких виртуальных личностей даже пишет прямо сейчас книжку про анкап.
>Чтобы ещё больше усугубить наше смятение, вспомним, например, про шизофрению. Человек ведёт себя, как одна личность, а потом как другая, которая про действия первой личности ни сном ни духом.
Во-первых, это не шизофрения, а диссоциативное расстройство личности. Во-вторых, его существование в принципе сомнительно.
Спасибо за уточнение) Моя теоретическая подготовка в области психиатрии сильно хромает и основана преимущественно на беллетристике.
>Чтобы ещё больше усугубить наше смятение, вспомним, например, про шизофрению. Человек ведёт себя, как одна личность, а потом как другая, которая про действия первой личности ни сном ни духом.
Во-первых, это не шизофрения, а диссоциативное расстройство личности. Во-вторых, его существование в принципе сомнительно.