Довольно интересные результаты демонстрирует исследование лишённых микробов (germ-free) мышей. Как оказалось, они ведут себя намного агрессивнее нормальных сородичей. При этом возвращение им микроорганизмов кишечника сразу или через 6 недель после рождения продемонстрировало значительное снижение агрессивного поведения при опытах, проводимых на 12 недели их жизни. Также ряд исследований[1][2] демонстрирует, что отсутствие кишечных микробов приводит к нарушениям в развитии мозга, включая снижение серотониновой передачи сигналов и экспрессии 5-HT1A рецепторов, играющих ключевую роль в полноценном функционировании механизма ингибирования насилия. В целом кишечно-мозговая ось оказывает значительное влияние на регуляцию поведения и настроения. Например, нарушение кишечной микрофлоры, вызванное алкоголизмом, приводит к депрессивным и тревожным состояниям ввиду дисфункции эмоционального контроля в миндалевидном теле, префронтальной коре и гипоталамусе (отметим, что данные отделы мозга являются ключевыми и в регуляции агрессии).
Подобные данные нам указывают не только на сам факт того, что кишечные микроорганизмы важны для полноценного развития мозга, но и на возможность терапии определённых нейрофизиологических отклонений, включая ту же дисфункцию ингибитора насилия, применением пробиотиков; исследователи уже указывают на потенциал пробиотиков в терапии аффективных (настроенческих) расстройств. Можно ожидать результат, аналогичный применению некоторых агонистов 5-HT1A/1B рецепторов, т. е. устранение из поведения атакующей агрессии, не влияя на защитную агрессию и другое поведение. При этом потенциально можно добиться более устойчивого и долгосрочного результата путём селективного выведения пробиотиков именно под терапию данной дисфункции.
Теоретически можно выделить пробиотики, которые могли бы подойти для такой задачи. Бифидобактерии бреве (M2CF22M7) и лонгум инфантис (E41), применяемые к мышам в течение 5-недельного периода с опытами на подвержение стрессу, улучшали регуляцию выделения прекурсора серотонина 5-HTP, а также повышали уровень самого серотонина в мозгу. Учитывая, что они также улучшали экспрессию гена TPH1, возможным является аналогичное влияние на ген TPH2 в мозгу (который важен в регуляции агрессии и функционировании серотониновой системы), впрочем, это ещё требует подтверждения. Лактобактерии казеи (54-2-33), обязательно применяемые вместе с пребиотиком инулином (он необходим для стимуляции роста бактерий) в течение 14 дней к молодым крысам, повышали уровень мРНК 5-HT1A рецептора в их гиппокампе. Также 4-недельное применение к молодым крысам смеси пребиотиков галактоолигосахарида и полидекстрозы, а также пребиотика лактоферина, которые стимулировали рост разных видов лактобактерий, предотвращало снижение уровня мРНК 5-HT1A рецептора, вызванное стрессом.
На данный момент тему влияния пробиотиков на развитие и функционирование мозга можно назвать довольно слабоизученной. Впрочем, уже имеющиеся данные указывают на ещё одно перспективное направление в разработке терапии разных нейрофизиологических дисфункций, включая проблемы с ингибированием насилия. Если будут выведены штаммы бактерий, которые при их адекватном (не приносящем вред) количестве в кишечнике окажутся способными значительным образом улучшать работу серотониновой системы и определённых отделов мозга, то появится возможность крайне эффективно проводить терапию насильственного поведения без необходимости постоянного применения каких-то соответствующих препаратов.