1.5. Сетевое государство в одном эссе

Сетевое государство. 1. Быстрый старт.

Проект — это не нация, хотя и может ею стать. Здесь мы описываем мирный, воспроизводимый процесс превращения онлайн-сообщества, основанного на проекте, в физическое государство с виртуальной столицей: сетевое государство, сиквел национального государства.

Мы хотим иметь возможность мирно запустить новое государство по той же причине, по которой нам нужен голый участок земли, чистый лист бумаги, пустой текстовый буфер или новый стартап. Потому что мы хотим построить что-то новое без исторических ограничений.

Финансовый спрос на чистый лист очевиден. Люди покупают миллионы акров свободной земли и ежегодно создают сотни тысяч новых компаний, тратя миллиарды только на то, чтобы стартовать с нуля. И теперь, когда можно создавать не только новые компании, но и новые сообщества и даже новые валюты, мы видим, как люди стекаются, желая создавать и их.

Общественная ценность чистого листа также очевидна. Только в технологическом секторе возможность создавать новые компании за последние несколько десятилетий создала богатство в триллионы долларов. В самом деле, если представить себе мир, в котором вы не можете просто получить чистый лист бумаги, а должны сперва стереть старый, где вы не можете просто приобрести голую землю, но должны снести стоящее здание, где вы не можете просто создать новую компанию, но вам придётся реформировать существующую фирму, то мы видим бесконечный конфликт из-за ограниченных ресурсов.

Чтобы представить себе этот странный мир, возможно, не придётся слишком напрягать воображение. Он похож на наш. В далеком прошлом люди могли писать только на глиняных табличках, в недалеком прошлом их казнили за предпринимательство, а в буквально в нашем настоящем идут споры о замене древней бензоколонки. Во всех этих случаях начинать с нуля было технологически невозможно, политически невозможно или юридически наказуемо.

И сегодня, со всеми этими странами, городами, нациями, правительствами, учреждениями и большей частью физического мира, мы находимся именно в такой реальности. Поскольку совершенно новое немыслимо, мы боремся за старое.

Но, возможно, мы сумеем это поменять.

1.5.1. Как создать новую страну

Есть как минимум шесть способов создать новую страну; три обычных и три нетрадиционных. Мы представим их только для того, чтобы высказаться затем в пользу седьмого.

1.5.1.1. Выборы

Самый обычный способ создать новую страну — это завоевать на выборах достаточную власть, чтобы либо (а) переписать законы существующего государства, либо (б) создать новое с нуля, имея признание международного сообщества. Это наиболее широко обсуждаемый путь и, безусловно, по нему идут толпы — возможно, даже слишком большие толпы.

1.5.1.2. Революция

Второй очевидный путь — политическая революция. Мы не советуем пытаться это сделать. Особо важные выборы иногда называют революциями, хотя революция обычно связана с кровопролитием. Революции случаются нечасто, но все знают, что они означают новое правительство.

1.5.1.3. Война

Третий общепринятый способ образования нового государства — выиграть войну. Мы также не советуем пытаться это сделать. Война, конечно, это способ, не полностью независимый от двух вышеназванных. Действительно, как выборы, так и революции могут привести к войнам, которые в конечном итоге приведут к формированию новых политических образований. Как и революция, война нечаста и нежелательна, но является средством перекройки государственных границ.

1.5.1.4. Микронации

Теперь переходим к нестандартному. Самый очевидный из нетрадиционных подходов — и тот, о котором думает большинство людей, когда они слышат о концепции «создания новой страны» — это когда какой-нибудь чудак устанавливает флаг на морской платформе или спорном участке земли и объявляет себя королем ничего. Если проблема с выборами в том, что ими озабочено слишком много людей, то проблема с этими так называемыми микронациями заключается в том, что они заботят слишком мало людей. Поскольку государство (как и валюта) по своей сути есть общественное дело, несколько человек в глуши не смогут организовать армию, обеспечить соблюдение законов или получить признание других стран. Более того, хотя существующее государство может довольствоваться тем, что позволяет людям безобидно5 устраивать ролевые игры в фейковую страну у себя на заднем дворе, реальная угроза суверенитету обычно приводит к ответу настоящим оружием, будь то Фолкленды или Сахалин.

1.5.1.5. Систединг

Вот тут уже начинается более интересное. Задуманный Патри Фридманом и поддержанный Питером Тилем, систединг в сущности начинается с наблюдения, что существуют круизные лайнеры, и задаётся вопросом, можем ли мы перейти от нескольких недель плавания к полупостоянному обитанию в международных водах (с частыми швартовками, конечно). Если стоимость круизных лайнеров упадёт, этот подход станет более осуществимым. Но хотя есть люди, которые живут на круизных лайнерах круглый год, мы ещё не видели масштабирования этой практики6.

1.5.1.6. Космос

Возможно, самый престижный из способов создания новой страны – это идея колонизации других планет. В отличие от систединга или микронаций, освоение космоса началось на правительственном уровне и было прославлено во многих фильмах и телесериалах, поэтому оно имеет более высокую степень социальной приемлемости. Этот путь обычно воспринимается как временно технически невыполнимый, а не просто сумасшедший. SpaceX Илона Маска — это организация, серьезно обдумывающая логистику создания нового государства на Марсе.

1.5.1.7. Сетевые государства

И, наконец, мы приходим к нашему предпочтительному методу: сетевому государству. Наша идея состоит в том, чтобы начать с облака, а после спуститься на землю. Вместо того, чтобы начинать с физической территории, мы начинаем с цифрового сообщества. Мы создаем стартап-сообщество, организуем его в сетевой союз, совместно финансируем физические узлы сетевого архипелага и — в нужный момент — в конечном итоге ведем переговоры о дипломатическом признании, чтобы стать настоящим сетевым государством. Мы строим зачаточное государство как проект с открытым исходным кодом, мы организуем нашу внутреннюю экономику вокруг удаленной работы, мы культивируем собственные понятия о цивилизованности, мы моделируем архитектуру в виртуальной реальности и создаем искусство и литературу, которые отражают наши ценности.

Когда мы совместно приобретаем территорию в реальном мире, это не обязательно непрерывная территория. Потому что недооцененный факт заключается в том, что интернет позволяет нам создавать сетевые анклавы. Иными словами, сетевому архипелагу не обязательно приобретать всю свою территорию в одном месте в одно время. Он может соединить тысячу апартаментов, сотню домов и дюжину тупичков в разных городах в новое фрактальное государство со столицей в облаке. Члены сообщества мигрируют между этими анклавами и прикупают территории неподалёку, при этом каждое отдельное или совместное жилище – это совершенно независимая возможность для экспансии. И если для традиционного государства есть лишь четыре направления для расширения (север, восток, юг и запад), то для тысячи анклавов таких направлений становится четыре тысячи.

То, что мы описали до сих пор, очень похоже на этническую диаспору, в которой эмигранты рассредоточены по всему миру, но связаны каналами связи друг с другом и с родиной. Фишка в том, что в нашем случае это обратная диаспора: сообщество, которое сначала формируется в интернете, строит культуру онлайн, и только потом собирается лично для строительства жилья и инфраструктуры. В некотором смысле вы можете думать о каждом физическом аванпосте этого цифрового сообщества как об облачном посольстве, похожем на самопровозглашённые посольства Биткоина, которые возникли по всему миру, чтобы помочь людям лучше понять Биткоин. Новички могут посетить виртуальную или физическую часть сетевого государства, провести бета-тестирование и принять решение – уйти или остаться.

Теперь, после всех этих разговоров о посольствах и странах, можно вполне утверждать, что сетевые государства, такие как вышеупомянутые микронации, также являются просто ролевой игрой. Однако, в отличие от микронаций, они устроены так, чтобы быть масштабной ролевой игрой, подвигом воображения, практикуемым большим количеством людей одновременно. И опыт криптовалют за последнее десятилетие показывает нам, насколько мощной может быть такая общая ролевая игра.

1.5.2. Минимальная необходимая инновация

Давайте на секунду остановимся и подведем итоги. Основное различие между седьмым методом (сетевые государства) и предыдущими шестью (выборы, революция, война, микронации, систединг и космос) заключается в том, что седьмой метод балансирует между практичностью и непрактичностью.

В наше время стало возможным создавать онлайн-сообщества на миллионы человек, запускать цифровые валюты на миллиарды долларов и проектировать здания в виртуальной реальности, а затем совместными усилиями воплощать их в реальность. Концепция сетевого государства объединяет многие существующие технологии, а не требует изобретения новых, таких как ракеты, способные летать на Марс, или морские поселения, пригодные для постоянного обитания. В то же время она избегает очевидных путей, вроде выборов, революций и войн — все они слишком уродливы, и ни один из них не оставляет достаточно места для индивидуальной инициативы.

Другими словами, сетевое государство берёт самый надежный набор технологий из имеющихся в нашем распоряжении – тот, что построен вокруг Интернета – и использует его для обхода политических блокпостов, не дожидаясь будущих физических инноваций.

1.5.3. Что считать новой страной?

После описания этих семи методов внимательный читатель заметит, что мы немного поторопились с определением того, что такое «новая страна».

Во-первых, что мы подразумеваем под новой страной? Одно из определений состоит в том, что создание новой страны означает заселение совершенно новой территории, например колонизацию Марса. Другое определение гласит, что простое изменение формы правления на самом деле меняет страну, например, переход Франции от Второй Французской республики ко Второй Французской империи. Вместо того, чтобы использовать эти строгие или расплывчатые определения, мы будем использовать как численные, так и социальные определения новой страны.

Численное определение начинается с того, что мы представляем себе гипотетический сайт nationalrealestatepop.com, похожий на coinmarketcap.com, который агрегирует криптографически проверенные реестры стартап-сообществ, стремящихся стать сетевыми государствами. Эта информационная панель будет отображать в режиме реального времени количество членов сообщества, площадь недвижимости, принадлежащей этим членам, и доход сообщества ончейн. Стартап-сообщество с пятью миллионами человек по всему миру, тысячами квадратных миль (несмежных) принадлежащих сообществу земель и миллиардами годового дохода, будет иметь неоспоримую значимость, выраженную в числах.

Это, в свою очередь, приводит нас к социальному определению: новая страна — это та, которая дипломатически признана другими странами как легитимное государство, способное к самоопределению. Государство с достаточным количеством таких двусторонних отношений будет иметь общественную значимость, позволяющую присоединиться к группе ранее существовавших государств, таких как АСЕАН, ОАГ, Африканский союз, ЕС или Организация Объединенных Наций.

Эта комбинация численных и социальных показателей соответствует появлению криптовалюты. Первоначально игнорируемый, а затем высмеиваемый как очевидная неудача, через пять лет после своего изобретения Биткоин достиг рыночной капитализации в миллиард долларов (численный успех) и впоследствии был включен в список CNBC и Bloomberg наряду с акциями «голубых фишек» (форма общественного признания). На каждом шагу Биткоин мог бы продолжать расти в цифрах сам по себе, и за ним следовало бы большее общественное признание. К 2020 году он изменил траекторию деятельности Народного банка Китая, МВФ, Goldman Sachs, JP Morgan и Всемирного банка. К 2021 году биткоин стал законным платежным средством в Сальвадоре, суверенном государстве. И уже к середине 2022 года за ним последовала Центральноафриканская Республика, а десятки других стран, включая Панаму, всерьёз рассматривали для себя аналогичную возможность.

1.5.4. Большинство стран – маленькие

Криптовалюта может достичь подобных высот, потому что деньги имеют как количественные, так и социальные аспекты.7 Цифры могут быть накоплены до того, как последует общественное признание. Как только Биткоин доказал, что его нельзя легко подделать или взломать, общей веры миллионов держателей криптовалюты по всему миру оказалось достаточно, чтобы поднять BTC от нулевой стоимости до рыночной капитализации в миллиарды долларов, а оттуда и до листинга на каждой бирже и в Bloomberg Terminal. Этот сетевой эффект проложил дорогу к ещё большим численным значениям и запустило цикл положительной обратной связи.

Может ли стартап-сообщество пойти по тому же пути? Да. Криптографически проверяемый реестр может доказать, что такое-то стартап-сообщество имеет от 1 до 10 миллионов приверженцев, большие запасы криптовалюты, годы непрерывного существования и физические активы по всей земле. Затем этот количественный вес можно было бы использовать для умножения социального веса – через дипломатическое признание.

Почему? Потому что большинство стран – маленькие. Новое государство с населением от 1 до 10 миллионов человек было бы сопоставимо с большинством существующих государств. Из 193 признанных ООН суверенных государств 20% имеют население менее 1 миллиона человек, а 55% – менее 10 миллионов человек. Сюда входят многие страны, которые обычно признаются полностью легитимными, такие как Люксембург (615 тыс.), Кипр (1,2 млн), Эстония (1,3 млн), Новая Зеландия (4,7 млн), Ирландия (4,8 млн) и Сингапур (5,8 млн). Подобное «количество пользователей» удивительно мало по стандартам сетевой индустрии!

Конечно, просто количество — это еще не все. Имеют значение также сила приверженности к нашему гипотетическому сетевому государству, а также время обладания собственностью, учтённой как собственность сетевых граждан, процент собственного капитала, хранящегося в валюте сетевого государства, и доля членов сообщества среди общего числа контактов гражданина.

Тем не менее, как только мы вспомним, что у Facebook более 3 миллиардов пользователей, у Twitter более 300 миллионов, а у многих отдельных влиятельных лиц более 1 миллиона подписчиков, не так уж и безумно представить, что мы можем построить стартап-сообщество из 1-10 миллионов человек с подлинным чувством национального самосознания, с интегрированной криптовалютой и планом по краудфандингу многих территорий по всему миру. С помощью интернета мы можем в цифровом виде сшить эти разрозненные анклавы вместе в политическое образование нового типа, которое получит дипломатическое признание – сетевое государство.


5 Тут имеются в виду так называемые ролевые игры живого действия (live-action roleplaying games), именуемые на русскоязычном пространстве просто ролевыми играми. Также ролевыми играми часто называют ситуацию, когда взрослые занимаются каким-то бессмысленным притворством.

6 Мы действительно полагаем, что систединг в долгосрочной перспективе можно возродить. Почему? Потому что его можно сделать частью парадигмы сетевого государства. Вам просто нужно вырастить стартап-сообщество, способное скинуться на круизный лайнер. Конечно, ваше общество не начнет с чего-то столь дорогого; для начала нужно будет получить гораздо более скромные участки территории по всему миру и соединить их в сетевой архипелаг. Но как только у вас есть стартап-сообщество с десятками тысяч членов, становится возможным нечто достаточно безумное, вроде круизного лайнера, финансируемого за счет краудфандинга.

7 Технический факт существует совершенно независимо от того, что думает любой человек (например, значение g или гравитационной постоянной), в то время как политический факт полностью связан с тем, что думают люди (например, положение национальной границы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *