Либертарианская теория войны. 2. Теория войны.
Итак, вы вступили в войну. Вы конфликтуете с кем-то и готовы его убить. Возможно, этот кто-то также готов убить вас. Этап неопределённости, когда вы и ваш противник, возможно, готовились к войне, завершился, и теперь ваша реальность стала существенно проще. За эту простоту и ясность многие ценят состояние войны.
Однако именно по этой причине начатую войну лучше закончить как можно быстрее, иначе у вас есть большой шанс приучиться решать любые проблемы военными средствами, в то время как прямое насилие – хороший инструмент лишь для довольно узкого класса задач. Также постоянное состояние войны делает вас чрезвычайно уязвимым перед лицом внешних акторов, от которых будет зависеть снабжение вас ресурсами, когда вы исчерпаете довоенные запасы, и это вряд ли та цель, которую вы ставили перед собой, вступая в войну.
2.3.1. Приоритеты целей
Как уже говорилось, цели войны жёстко связаны с её причинами, которые мы поделили на категории “ресурсы”, “ненависть” и “власть”. Раз вы вступили в войну, цель войны вы знаете, и уже от этой главной цели можно строить промежуточные, которые станут средствами для достижения главной.
Однако в ходе войны может показаться, что главная цель недостижима, или, наоборот, слишком скромна, и вам по силам добиться большего. Поэтому вам нужна готовность в любой момент пересмотреть главную цель войны, а с ней и промежуточные. Но этой готовностью не стоит злоупотреблять, потому что движение к достижению прежних целей уже привело к трате каких-то ресурсов, так что метания уже сами по себе вас несколько ослабят.
Отвлекаться во время войны на побочные цели, которые не ведут вас к достижению главной, а просто приносят какие-то дополнительные выгоды – соблазнительная, но опасная тактика. Во-первых, это трата ресурсов, которых может не хватить для достижения главной цели. Во-вторых, многие могут счесть, что вам, похоже, нравится война как таковая, а все разговоры о справедливой причине войны и цели, которая соразмерна этой причине, вы ведёте просто для отвода глаз. Подобные соображения могут сократить число ваших союзников и умножить число ваших врагов. Или может оказаться так, что видя ваше отношение к войне, вашими новыми врагами будут становиться либертарианцы, а новыми союзниками – те, кого либертарианцы рассматривают как врагов. Возможно, для вас это неважный фактор, но целевая аудитория книги – либертарианцы. Для них он важный.
2.3.2. Выбор средств
Средства ведения войны жёстко обусловлены её целями. Если применяемые средства непригодны для достижения цели, значит, либо вы ошиблись в выборе средств, либо на самом деле пытаетесь добиться какой-то другой цели.
Цели можно добиваться разными средствами. Разумеется, при прочих равных следует предпочесть те средства, которые ведут к цели наиболее быстро, дёшево и надёжно, однако на практике почти наверняка придётся искать компромисс. Тем не менее, некоторые рекомендации можно дать достаточно уверенно.
Так, если вам противостоит основной противник и его союзники, то последним стоит давать понять, что претензии к ним минимальны, что это вообще не их война, и что в их интересах сильно не нарываться, постоять в сторонке или даже вовсе выйти из противостояния. Те же соображения относятся и к подчинённым противника, особенно к принудительно мобилизованным.
Или, скажем, оценивая имеющиеся в вашем распоряжении средства, стоит рассматривать два противоположных сценария – тот, в котором вы тратите ресурсы со скоростью не выше скорости их восполнения – и тот, в котором вы используете их с максимальной решительностью. Заканчивать войны лучше как можно быстрее, но растратить весь свой потенциал до того, как противник истощит свой – чревато самым негативным исходом.
Наилучший сценарий – тот, при котором вы тратите ресурсы в темпе, достаточном для эффективного поражения противника, и при этом ниже темпов их восполнения.
2.3.3. Мобилизация ресурсов
Война – это конфликт, в котором готовы убивать. Также война требует для своего ведения множество ресурсов. Ресурсы могут быть добыты как экономическими, так и насильственными методами. Во время войны экономическая деятельность может быть серьёзно затруднена. Отсюда возникает тенденция добывать средства ведения войны военными же методами. Этот принцип исторически формулируется как “война кормит себя сама”.
Для либертарианцев такой подход представляет серьёзную этическую проблему. Насильственный отъём необходимых для ведения войны ресурсов у своего военного противника оправдать достаточно легко. Однако отъём необходимых ресурсов у тех, кто не выступает в войне на стороне вашего противника, уже не совместим с либертарианскими принципами. Его можно оправдать лишь в ситуациях жизненной необходимости, когда отнимается не то, что прямо сейчас жизненно необходимо тому, у кого отнимают, и при непременном обещании последующей компенсации, в рамках полюбовного соглашения или по суду. И даже в этом случае тот, у кого отнимают, имеет полное право сопротивляться ограблению любыми средствами вплоть до летальных.
В подавляющем же большинстве случаев для либертарианца допустимо добывать ресурсы для ведения войны лишь в рамках добровольных сделок – в рамках обмена, в подарок или в долг. Это серьёзное ограничение, поэтому либертарианцу, готовящемуся к войне, приходится серьёзно экономить, чтобы накопить необходимые ресурсы, а вступившему в войну приходится активно формировать вокруг себя группу поддержки, чтобы ещё больше увеличить свой запас прочности.