анонимный вопрос
Продавать либертарианство можно всем, но, конечно, по-разному.
Самое простое и напрашивающееся – это продавать его тем, кто уже готов купить, просто ещё об этом не знает. То есть просто объяснять уже готовым стихийным либертарианцам, что они либертарианцы, и почему их мировоззрение – это не есть что-то ужасное, эгоистичное, его не надо стесняться, короче, парень, ты не пидор, а гей, и это звучит гордо. В принципе, чем-то подобным я и занимаюсь. Жду вопроса, отвечаю на него. Затем другие, услыхав подобный вопрос, ссылаются на мои готовые ответы, или даже просто могут сказать, что, мол, посмотри у Анкап-тян, наверняка что-то на эту тему было. Хотя, если развивать метафору с рынком, то у меня скорее не продажа как таковая, а постпродажная поддержка.
Самое важное, что приходится доносить до таких покупателей – это их выгоды от того, чтобы обозначить себя как открытого либертарианца. Кому-то будет актуально получить стройные представления о теории, и тем привести в систему своё понимание мира, которое он дальше уже сам применит к любым жизненным ситуациям. Кому-то важнее чувствовать себя в кругу единомышленников. Кому-то мало ощущений, и он настроен на совместную деятельность. Рассказывать о достоинствах товара внимательному заинтересованному клиенту – это легко и приятно, достаточно иметь уверенные знания о товаре.
Сложнее продавать либертарианство тем, кто в целом имеет активную жизненную позицию, чувство справедливости и собственного достоинства, но его теоретический бэкграунд с либертарианством конфликтует. Как раз таким нормально заходит для начала материал вроде условных световских лекций и пятиминуток, ну и другие просветительские ролики. Дальше начинаются конкретные вопросы, по которым можно вдаваться в сколь угодно детальные разъяснения. Не факт, что вам удастся продать свой товар, но вы составите у клиента впечатление, кто товар в целом неплохой, и сами либертарианцы люди приличные, иметь с ними дело вполне можно. Так постепенно вовлекаются в нашу орбиту и соцдемы, социал-либералы, и анкомы, и всякие гендерные активисты, и экологи, и кто только не.
Невозможно продать либертарианство в полной мере тем, кто является бенефициаром нынешнего режима, осознаёт это, открыто признаёт и одобряет этот порядок вещей. Я, дескать, служил на подлодке, сейчас в 35 лет на пенсии, а вы хотите меня лишить и денег, и осознания своего нравственного превосходства, идите нахуй. Таким можно только исподволь подбрасывать отдельные тезисы в тех областях, которые не конфликтуют с их платформой. Например, упомянутый подводник прекрасно может усвоить либертарианский подход к оружию.
Ну и совершенно бесполезно продавать сейчас либертарианство тем, кто при любом режиме будет одобрять статус кво из соображений “как бы чего не вышло”, “не жили богато, нефиг и начинать” и так далее. Пока на первом канале Киселёв, они глухи к нашим доводам, а когда там окажемся мы, они займут нашу сторону, просто потому что начальству виднее. Максимум, что можно сделать на их счёт сейчас – это мозолить им глаза, маячить где-то на краешке сознания. Чтобы, когда начались реформы, Прасковья Ильинишна вспомнила, что кое-что о нас слышала, и уже сама объясняла Пелагее Кузьминишне: не сцы, эт не большевики, эт либертарии, они мирные, они за то, чтобы семечкой можно было торговать без патентов. А та бы отвечала: а, либертарии! Мне-то, старой, послышалось “пролетарии”. Ну, если либертарии, тады ладно.