До 1993 года в Гонконге существовал город-крепость Коулун. Его особенностью было фактическое отсутствие государственной власти. Возможным это стало из-за того, что в ходе передачи Китаем земли Великобритании в 1898 году в соглашение не вошла небольшая территория площадью 2,6 гектара с крепостью. Она стала китайским анклавом, однако позже, как оказалось, Китай вывел оттуда свои войска. Тем самым данная территория стала никем не контролируема.
После Второй мировой войны на территорию Коулуна начали массово заселяться люди и к началу 1990-х годов его население составило 50 тысяч человек, что делало его самым густонаселённым местом в мире. Вся территория была плотно застроена зданиями. Конечно, это место страдало от антисанитарии и нехватки пространства, подышать свежим воздухом можно было разве что только на крышах домов, да и на внешний вид это было жутким местом. Мало того, в 50-60-х годах это место управлялось бандитскими группировками. Тем не менее, люди туда активно переезжали на постоянное проживание. Как же так получилось?
Коулун был местом, в котором отсутствовали государственные регуляции и налоги. Хоть там изначально и были распространены банды и наркоторговля, уже в 70-х годах полицейские Гонконга начали проводить рейды и вылавливать их. Население Коулуна тоже занялось искоренением наркоторговли и насилия. Там даже сложилась такая практика, что если кто-то совершал преступление, то этого человека просто выбрасывали за пределы города, где он быстро попадал в руки полиции Гонконга. Сами бывшие жители Коулуна утверждают, что это место было безопасным. И в остальном государство всё ещё никак не вмешивалось в жизнь Коулуна, из-за чего после исчезновения бандитов туда нахлынул бизнес и место начало процветать.
В Коулуне также возникло сплочённое общество, где жители во всём друг другу помогали. В том числе, там появились детские сады, школы, поликлиники и благотворительные организации, для существования которых оказались не нужны никакие законы и регуляции. Вместе с наличием разнообразного бизнеса, который стремился в Коулун ввиду отсутствия налогов и регуляций, из-за чего даже жители остального Гонконга часто его посещали для приобретения дешёвых товаров и услуг, всё это делало город-крепость привлекательным для жизни местом, несмотря на все его, казалось бы, серьёзнейшие недостатки.
Как мы видим, утверждение, что люди готовы пожертвовать свободой и отдавать значительную часть своих денег государству, лишь бы жить в комфортных условиях с просторными улицами, хорошей экологией, парками и всеми возможными удобствами, не является таким уж и обоснованным, раз в Коулун, который не предоставлял никакого комфорта, но давал полную свободу того, как жить, зарабатывать и распоряжаться своими средствами, съехалось столько людей, хотя у них в шаговой доступности был комфортный «город будущего» Гонконг. Да и на самом деле все подобные удобства могли бы существовать и в таком месте, как Коулун, если бы не территориальная ограниченность. Также в Коулуне была обеспечена безопасность, притом не в последнюю очередь за счёт сил самих жителей города-крепости. Хоть и имело место вмешательство полицейских в 70-х годах, они всё же там не присутствовали на регулярной основе и в основном только принимали преступников, которые и так были изгнаны из города. Коулун не был неким «анкапом с насилием», как некоторые могут утверждать. Коулунский анкап вполне себе был безопасным и ненасильственным.
Конечно, Коулун всё же в итоге был уничтожен насилием – внешним насилием со стороны стационарного бандита, хоть и ранее тот помог в избавлении от внутреннего насилия. Именно поэтому важно искоренять любые формы насилия, в том числе иметь и какие-то серьёзные средства для нейтрализации внешних насильников, а не рассчитывать на то, что «хорошие» насильники будут только ловить «плохих» насильников, при этом никак не лезть в жизнь мирных людей.
@bitarchy история интересная. Аргументы и выводы, правда, высосаны из пальца.
@bitarchy Поучительная история о том, что т.н. государство в его нынешнем виде куда меньше про удобство и порядок, чем про защиту благосостояние бандитствующей т.н. “элиты”, политической и финансовой.