анонимный вопрос
Начну со второй части вопроса. Конечно, технически ничто не мешает конкурирующим компаниям поставить рядом огромное количество сотовых вышек, которые работают в одном и том же диапазоне частот, но это приведёт к коллизиям, и оборудование не сможет выполнять своё прямое назначение – обеспечивать мобильную связь. Поэтому можно уверенно заявить, что рабочий диапазон частот мобильной связи является редким ресурсом. Ну а всё, что является редким ресурсом, может быть обращено в собственность.
Теперь перейдём к вопросу об определении прав собственности на этот своеобразный объект в условиях отсутствия внешнего регулятора. Есть лишь три допустимых способа приобретения собственности без нарушения либертарианских принципов: первичное присвоение, покупка, возмещение ущерба. Остаётся понять специфику применения этих методов применительно к частотам.
Технические особенности использования частот для мобильной связи (я сильно упрощаю, всё-таки пост про экономику, а не про технологию):
1. Есть конкретный диапазон частот, для работы в котором выпускается оборудование. Этот диапазон оптимален для мобильной связи по характеристикам распространения радиоволн: с одной стороны, антенна телефона может быть достаточно компактной, с другой, волны затухают в среде не слишком сильно и позволяют обеспечивать достаточно уверенный приём в помещениях, экранированных от источника сигнала стенами.
2. Использование вообще всей полосы частот, в пределах которой работают устройства для мобильной связи, позволяет одновременно передавать некий конечный объём информации. Чем шире диапазон частот, которым пользуется конкретный мобильный оператор, тем шире канал связи, который он может предоставлять своим пользователям, и тем, соответственно, больше пользователей он может подключить. Точнее, тем реже он может ставить вышки для обслуживания своих пользователей.
3. Помимо мобильных операторов, те же частотные диапазоны могут использовать другие компании для своих нужд.
Итак, некий мобильный оператор хочет войти в регион. Он прикидывает плотность вышек, которую ему минимально нужно иметь на старте, в зависимости от плотности населения в разных частях региона, инфраструктуры (вдоль магистральной трассы желательна связь, даже если там почему-то мало кто живёт) и так далее. И ещё одним параметром при определении плотности вышек оказывается ширина диапазона частот, которой оператор будет пользоваться.
Если особой конкуренции за частоты нет, то нет и проблемы. Оператор берёт себе жирную неиспользуемую полосу и начинает её эксплуатировать. Постепенно приходят конкуренты, и так продолжается до тех пор, пока свободные диапазоны не исчёрпываются. Как теперь поступать операторам? Во-первых, можно отказаться от идеи войти в регион, где такая большая конкуренция, и продвигаться там, где конкуренция ниже, но это не всегда удобно, ведь абоненты хотят связь от своего оператора во всех регионах, чтобы не париться с роумингом. Во-вторых, можно купить диапазон у того, кто его использует. Поскольку тот прихватывал себе частоты с большим запасом, поначалу операторы вполне могут соглашаться на подобные предложения по вменяемым ценам. В-третьих, можно договориться о совместном использовании имеющихся частот и оборудования, что снижает издержки каждого из участников договора. Такой прецедент, кстати, был в России при строительстве сетей четвёртого поколения: для продуктивной их работы в густонаселённых областях полосы частот должны быть довольно широкими и непрерывными, и тогда операторы начали заключать соглашения о совместном использовании своих диапазонов. Самое смешное, что для этого им пришлось добиваться от государства разрешения, хотя, казалось бы, какое его собачье дело.
Наконец, четвёртая возможная тактика аутсайдера – не заморачиваться с договорами, а просто начать ставить свои вышки и захватывать частоты явочным порядком. Мол, хотите вы или нет, а теперь на этой частоте тут работаю ещё и я, а не нравится – двигайтесь. Это объявление войны, которая в конце концов заканчивается тем или иным соглашением. Война – очень разорительное предприятие, которое к тому же портит репутацию. Судите сами, если абоненты действующего оператора начинают испытывать проблемы со связью, а оператор им объясняет, что это связано с тем, что тут пришёл чужак и втыкает свои вышки, то чужаку придётся предложить просто революционно низкие тарифы, чтобы пользователи испытывали к нему хоть какое-то подобие лояльности. Не исключаю, что изредка подобный захват частот будет экономически оправдан, но куда чаще (анкап предоставляет для этого все инструменты) неадекваты просто будут разоряться.
Чем признание прав собственности на такой нематериальный объект, как частота, отличается от признания прав собственности на информацию?
Я же специально в первом абзаце разъяснила, из-за каких особенностей мобильной связи полоса частот является редким ресурсом. Дело не в материальности, а в невозможности свободного одновременного использования произвольным числом людей.