Когда год назад меня спрашивали, есть ли перспективы у TON, я, как умная Маша, рассуждала о сетевом эффекте и прочих технических и экономических вызовах, которые нужно преодолеть проекту, чтобы на что-то рассчитывать – и в целом продемонстрировала свой скепсис. Реальность оказалась куда более простой и безнадёжной – проект тупо запретили.
Именно по этой причине я в недавнем посте про взлёт битка и указала, что доминирование биткоина среди криптовалют мне представляется безальтернативным сценарием. Не из-за того, что в биток пошли вертолётные деньги, как почему-то попытался представить мою позицию Григорий Баженов, а именно из-за того, что биткоин неуязвим перед регуляторами. Сдерживать его проникновение они могут, прессовать за обмен битка на фиат – могут, а уничтожить – не в состоянии. Даже если АНБ умудриться найти и посадить настоящего Накамото – на что это повлияет? Разве что на рынок выбросят кучу битков, но он их съест и не поперхнётся. А вот санкции в адрес Дурова, Цукерберга или Бутерина действительно в состоянии серьёзно повлиять на проекты, которые они возглавляют. Именно это звено оказалось наиболее слабым. Именно здесь ахиллесова пята любого потенциального убийцы биткоина.
Конечно, весь разработанный в рамках дуровского проекта софт есть в открытом доступе, и он уже запущен под именем free TON, но у него нет того самого сетевого эффекта, на который делалась ставка, и который был киллер фичей TON – Дуров официально заявил, что не будет поддерживать подобные проекты, а значит, новой свободной крипте не светит встраивание в телеграм.
Но нет худа без добра. Именно благодаря своему обзору возможностей TON я познакомилась с лайтнингом – и продолжаю всем рекомендовать его использовать. За прошедший год им стало пользоваться намного проще, и если раньше мануал по лайтнингу занимал у меня отдельную страницу на сайте, то теперь это коротенький абзац на странице про донаты.
Дуров создал великое детище – ВК. Отобрали. Создал ещё более великое – телеграм. Взлетело, но Павлу показалось мало. Замахнулся на величайшее, и не его вина, что не вышло. А вот что действительно плохо, так это то, что теперь Дурову предстоит покрывать убытки за счёт телеграма. Надеюсь, он извлёк уроки из кейса ВК, и постарается не угробить проект.