Подавляющее большинство вопросов, которые мне поступают, сводится к формуле “а как при анкапе будет работать такая-то сфера жизни?” Фактически, я дала свой ответ на очень много подобных вопросов, и на некоторые – не по разу. Нагородила огромный корпус текстов, который вряд ли кто-то возьмётся перечитывать. Теперь меня всё чаще посещает мысль о сведении их в относительно компактный связный материал.
Также очень многие просят дать ссылку на какой-нибудь самый базовый вводный курс по либертарианству, без зауми, для тех, кто хочет продвинуться чуть дальше википедии и понять, что такое либертарианство, насколько оно ему лично подходит, и если не слишком подходит, то считать ли либертарианцев опасными врагами, безвредными чудиками или полезными попутчиками.
В принципе, я уже перевела один такой опус – это фридмановская Механика свободы. В процессе – перевод другого опуса с аналогичным посылом – это Практическая анархия Стефана Молинью. Но у обеих работ есть как минимум один очевидный минус: они переводные. Это апелляция к другому культурному багажу, что порождает аргументы, которые могут казаться странными и неуклюжими. Была надежда на Михаила Светова, но с момента анонса им книги по либертарианству прошла уйма времени, а воз и ныне там.
Предположительно, работа будет состоять из трёх частей. Первая – краткое описание либертарианской картины мира и обоснование того, зачем нам анкап. Вторая – с условным названием “А как при анкапе” – сборник примеров того, как это может быть реализовано. Третья – как приблизить анкап.
Простите уж, что не планирую ради написания книжки садиться в тюрячку, так что процесс может затянуться. Но зато я собираюсь выкладывать отдельные главы по мере их появления, даже если буду не вполне довольна результатом и размышлять о том, чтобы в будущем их как-то переработать. Так что у вас будет представление о том, какими путями двигается мысль.
Накидывайте в комменты предложения о том, какие главы обязательно нужны во второй части книги, кроме судов и дорог.
> кроме судов и дорог
Расследование преступлений, права и обязанности детей и родителей.
С защитой детей отлично справляются общественные организации, если конечно им не мешает стационарный бандит.
При анкапе не существует “преступлений”, существуют лишь нарушения договорённостей (к чему относятся и правила контрактной юрисдикции) что есть область гражданского права говоря привычным языком.
* Спорт высших достижений
* Всеобщая вакцинация (ну, типа, нельзя ж наказать человека за отсутствие прививки – не докажешь ведь, что именно он заразил, а если таких много, то так и до эпидемии недалеко)
* Таможня и охрана границы Анкапистана, если мы предполагаем, что анкап наступит не во всём мире
* Запрет использования вредных для здоровья, но экономически выгодных компонентов в товарах, особенно в пище.
С остальным всё более-менее ясно: рыночек порешает и так далее.
1) Общественные организации справятся, на крайний случай правительства контрактных юрисдикций вложатся.
2) Легко решается ограничением доступа в определённые места для невакцинированных. Возможно с предоставлением скидок бизнесами для вакцинированных.
3) Анкап, как и другие формы либертарианства, предполагают искоренение физического насилия как такового чтобы это вообще стало возможеным. Если временно насилие будет искоренено лишь локально, то естественно никакая таможня и границы не помогут от агрессоров, единственный вариант – это сдерживание угрозой принудительного искоренения насилия у населения потенциального агрессора в случае нападения.
4) Общественные организации уже сейчас неплохо с этим справляются.
1) Рыночек порешает. Если людям это интересно – будут платить за билеты на стадион.
2) Медицинский фошизм.
3) Таможня нарушает NAP.
4) Не покупайте вредную пищу, а если производитель врет и его продукт вредит здоровью – он нарушил NAP и обязан выплатить компенсацию.