В стране худо-бедно завершается обострение политической активности граждан: выборы прошли, результаты почти везде известны, поэтому российские либертарианцы привычно переключаются с политики на образование, что меня, конечно, всегда радует.
Примерно полтора месяца осталось до ежегодных Чтений Адама Смита, но пока на сайте Чтений висит прошлогодняя программа. Те, кто ещё думает, выбираться туда или нет, может посмотреть запись Чтений 2018 года. Это действительно нетривиальный выбор – между живым присутствием в духоте и тесноте и просмотром записи в комфорте, но в ужасном качестве.
Вообще, очень многие организаторы публичных лекций, видимо, вкладывают максимум сил в то, чтобы не было никаких накладок во время собственно выступления – а на то, чтобы обеспечить качественную запись или, ещё круче, трансляцию, сил у них уже не хватает. Я вот не так давно рекламировала лекцию Фаризы Родригез в Питере, а когда, наконец, появилась запись, то долго плевалась, потому что смотреть невозможно.
Михаил Светов решил пойти на рекорд и устроить большой лекционный тур по регионам: 29 городов за 34 дня, с 15 сентября по 18 октября. Расписание выступлений висит на его сайте, можете выяснить, есть ли там ваш город, и зарегистрироваться там же. Регистрацией не стоит пренебрегать, потому что уже первые лекции показали: для нынешнего режима Светов давно не ноунейм, за его деятельностью следят и по возможности мешают. Так что в последний момент вам может прийти оповещение о смене локации или ещё чём-нибудь в этом духе. Конечно, рассчитывать на то, что на световских лекциях будет качественная запись, не приходится, так что приходите лично.
Как вы могли заметить в расписании выступлений Светова, с 4 по 7 октября там загадочная трёхдневная пауза. Нет, это не выходной. Михаилу показалось мало одного челленджа, и вот в это самое время он привозит в Москву Ганса-Германа Хоппе. Выступление живого классика либертарианства ожидается 6 октября, подробности у Михаила в канале.
Ну а для тех, кому скучно получать анонсы за три недели, я приберегла напоследок объявление о крутом ивенте, который состоится в Москве уже в ближайшую субботу, 21 сентября. Организаторы не сумели решить для себя, позаимствовать им для ивента название книжки Бальзака или фильма Терри Гиллиама, поэтому взяли и то, и другое. Получилось длинновато: Блеск и нищета, страх и ненависть монополий. Это полноценная конференция в формате TED Talks. В канале упоминается четыре выступающих, но по факту на сегодня уже есть договорённость с пятью, и не факт, что не появятся ещё. О выступающих и темах выступлений вы можете прочитать в канале организаторов или скачать себе программу конференции.
Отдельно хочу отметить, что хотя место проведения – Москва, организатор конференции – Чайный клуб. Как мы знаем, ни одна сетевая организация в России не может претендовать на федеральный статус, пока не завоюет столицу, особенно это хорошо видно по сетям супермаркетов или, скажем, ресторанов. Так что я с большим интересом наблюдаю за этой смелой заявкой питерского клуба, ведь так они, глядишь, и ко мне в провинцию доберутся. Надеюсь, сейчас у них получится организовать нормальную запись, ну а если подкинуть им немного донатов, то шансы на это увеличиваются. Реквизиты для донатов указаны там же, в объявлении на канале клуба.
Почему у Михаила Светова не нашли детское порно и замученную собаку? В России больше политической свободы, чем в США?
Битарх как раз и пишет, что в РФ обычно нет нужды сажать оппонента за ЦП и жестокое обращение с животными. У Светова вместо этого в ролике нашли свастику.
Но тему сексуальных сношений с несовершеннолетними активно используют для его дискредитации, а жестокое обращение с животными пытались инкриминировать Яшину – тоже без заведения дела, чисто для хайпа. То есть то, за что у них сажают, у нас используется, чтобы за рубежом на тебя начали косо смотреть.
Слова Светова не представляют реальную опасность для стационарного бандита?
Сомневаюсь. Америка – не Германия. Первая поправка пока работает. Анархистская литература спокойно продается на Амазоне, а анкапы спокойно профессорствуют в университетах (например, Фридман и Блок).
Другое дело, что New York Times такую рекламу скорее всего не примет, но не по звонку из ФБР, а просто чтобы не терять свой имидж в глазах своей целевой аудитории.
Лекции нужны для выявления диссидентов.
Едва ли каждый лектор преследует именно цель помощи центру Э в выявлении диссидентов – но, разумеется, на таких лекциях эшники часто присутствуют и помянутых диссидентов выявляют. Однако с другой стороны, столь же часто лекциям противодействуют и давят на площадки, то есть реакция режима несогласованная и непоследовательная.
В путинской России больше свободы, чем будет в консервативном родоплеменном анкапистане Ганса-Германа Хоппе.
Размечтались о свободе, панархисты?
Стационарный бандит освобождает молодежь от деспотии традиционной семейной общины.
“Капиталисты развалили СССР, чтобы поработить советский народ.”
Назад к родоплеменному строю!
Из-за высокой концентрации получателей социальных пособий (А также из-за либеральной частной собственности и прав, существующих вне родоплеменных отношений.) в больших городах распад семей уже достаточно продвинут. В обращении к полу и поколению (возрасту) как к источнику политической поддержки, а также к поощрению и принятию законодательства о сексе и семье, неизменно ослабляется авторитет глав семей и домашних хозяйств (Феминистки – на кухню!), а также «естественная» межпоколенченская иерархия в семьях и значение семьи из нескольких поколений как основной ячейки человеческого общества. Действительно, как только закон и законодательство правительства заменят семейное право и законодательство (включая межсемейные договоренности в сочетании браками, совместными семейными обязанностями, наследством и т.д.), ценность и значение института семьи можно будет только систематически разрушать.
Использование племенных, расовых обид или классовой зависти в личных интересах – это одно. Совершенно другое достижение – использовать ссоры, возникающие в семьях, чтобы разрушить всю, в целом, гармоничную систему автономных семей: вырвать отдельных людей из их семей, изолировать и распустить их, тем самым увеличивая власть государства над ними. Соответственно, по мере реализации государственной семейной политики развод, одиночество, одинокое воспитание и незаконнорожденность, случаи родительского и супружеского пренебрежительного отношения к детям или жестокого обращения, а также разнообразие и частота «нетрадиционных» образов жизни (гомосексуализм, лесбиянство, коммунизм, и оккультизм) тоже возрастет.
Мизес считал появление фашизма вполне уместным для борьбы с социализмом; также он утверждал, что государство это хорошо, а анархия – это глупость. Это не делает его более плохим экономистом. Я тоже наверняка права не во всём, но мне, разумеется, трудно увидеть, в чём именно неправа. Так позволим же и Хоппе в отдельных вопросах добросовестно заблуждаться.
Хоппе не позволяет другим добросовестно заблуждаться, а его экономические рассуждения основаны на абсолютном неизменном законе консервативного устройства общества. Он отрицает государство как рукотворного идола-законодателя, а не как идею принуждения исполнять всеобщий закон. Он не отрицает единую юрисдикцию, а помещает ее в вечное метафизическое пространство. Нельзя взять и выбросить фундамент теории, потому что он вам не нравится.
Я, если честно, не настолько серьёзно, как вы, знакома с наследием Хоппе – читала одну странную статью про частные границы и пользу держания их на замке, и весьма неплохой труд The Private Production of Defense, где перечисленной вами дичи и близко не было.
Тем не менее, даже если в ряде вопросов он гонит всякую консервативную пургу, не единым Хоппе жива либертарианская идеология. Вообще, конечно, хочется успеть ознакомиться с его трудом про демократию до того, как он заявится в Москву.