анонимный вопрос
Для того, чтобы ответ на этот вопрос был более авторитетным, я обратилась к наиболее известному в России популяризатору австрийской школы, Павлу Усанову (обязательно подпишитесь на его youtube-канал, если ещё не). Кстати, скоро у меня выйдет обзор на его новую книжку “Ретроспектива экономической мысли”.
Итак, по мнению Павла, основные трудности у австрийской школы следующие:
1. Непонятно, как согласовать праксиологию Мизеса и рыночный процесс Хайека
В чём трудность? Праксиология – это логика человеческой деятельности, выводимая дедуктивно из общих базовых принципов. Рыночный процесс – это возникновение спонтанных порядков из множества единичных актов выбора, осуществляемых людьми. Изучение этих спонтанных порядков ведётся уже методом индукции. Для физиков, наверное, наиболее понятно будет, если уподобить праксиологию молекулярно-кинетической теории, а рыночный процесс – термодинамике. Иначе говоря, здесь мы имеем дело с проблемой, с какой песчинки начинается куча, а на языке диалектики – с переходом количества в качество.
В принципе, где-то на стыке одного с другим лежит теория игр, но всё равно разрыва до конца не заполняет.
2. Криптовалюты и теорема регрессии
Когда мне задавали вопрос о биткойне, я сама угодила в эту ловушку, сославшись на статью о том, что биткойн удовлетворяет теореме регрессии, и потом получила критику, дескать, нет, неубедительно. Очень надеюсь, что Павлу удастся внести некоторую ясность в этот вопрос в своей книге “Будущее денег”, выход которой он уже анонсировал. Видимо, ждать её следует в 2019 году.
3. Теория государства: происхождение и эволюция в демократию
О происхождении государства представители австрийской школы, действительно, высказываются различным образом.
Хоппе выводит государство из естественной аристократии, то есть института обращения с затруднениями к более компетентным лицам. Действительно, это обыденнейшая человеческая практика, которая воспроизводится в любых сообществах, от первобытных племён и мафиозных кланов к современным лидерам несистемной оппозиции и профессиональным гуру.
Золоторёв утверждает, что не следует путать божий дар с яичницей, и если яичница в виде института неформального лидерства распространена повсеместно, то божий дар в лице государства – исторически недавнее паразитическое образование, вот только остаётся непонятным, могла ли история человечества обойтись без этого сомнительного приобретения.
Разногласия есть и относительно эволюции к демократии. Хоппе пишет, что виной тому стремление правящего класса к умножению безответственности, а Четвернин указывает, что для появления устойчивых либератарно-правовых институтов потребовалось редкое сочетание климатических факторов, когда вместо жёсткого разделения на касты тружеников и воинов в Элладе возникло смешение ролей в виде свободных общинников, земледельцев-воинов, и это уже породило либертарную этику, право и полисную демократию вместо обычной доктрины грабежа и принуждения.
4. Энфорсмент без государства
Тут речь скорее не о какой-то внутренней проблеме австрийской школы, а о том, как эта проблема постепенно решалась по мере развития либертарной теории. Мизес вообще не оспаривал необходимости государства. Ротбард разработал в целом теорию анархо-капитализма, но оставил там несколько этатистских рудиментов, вроде взятого от фонаря срока действия патентов или наличия при анкапе принудительного тюремного заключения. Современные теоретики, вроде того же Золоторёва, или, например, меня, демонстрируют возможность обойтись в том числе и без этих рудиментов, предлагая альтернативы.
Тем не менее, тема внегосударственного энфорсмента пока не устоялась и является больше доктриной, чем теорией, так что есть, куда работать.
Павел таки репостнул – читает тебя?
Я дала ему глянуть текст перед публикацией, а потом ссылку на материал. Его, к сожалению, нет ни в телеграме, ни в твиттере, а меня нет в фейсбуке, так что вряд ли ему удобно меня регулярно читать, а общаться приходится по почте. Придётся, видимо, фейсбук заводить.
А что по этому поводу думает товарищ Терещук?
Обязательно спрошу у него тоже, просто не хотела смешивать в одном посте мнение двух разных теоретиков.
Единственный пункт здесь, касающийся АЭШ, это пункт 2. Криптовалюты и теорема регрессии.
Вот, как мне кажется, наиболее полный разбор этого вопроса на сегодня:
https://mises.org/library/bitcoin-regression-theorem-and-emergence-new-medium-exchange
В ответе по пункту 1 полная каша.
Праксиология – это прежде всего наука о познании закономерностей человеческой деятельности. “Спонтанные порядки” не являются чем-то отдельным от действий индивидов, это лишь поэтическое обозначение того, что результаты их действий не совпадают с их намерениями. На вопрос “почему так случается” отвечает именно праксиология.
Да, по первому пункту меня уже много кто поправил, что неверно поняла, и что противоречие там надуманное.