Как будет работать ювенальная юстиция при либертарианстве?

К примеру, Вася Пупкин из 3 “б” ради шутки сообщил о заложенной бомбе в школе, которую потом не нашли при проверке. Или избил одноклассника до реанимации. Или угнал, а затем сломал чужой велосипед.
Допустим, его задержали. Что будет дальше? Если родители, согласно либертарианству, не несут ответственности за поступки своих детей, то как накажут малолетнего хулигана? Денег на возмещение ущерба у него, и у его родителей, скажем, нет. Посадят в тюрьму или заставят работать и возмещать ущерб?

Vopros999 (вопрос сопровождается донатом в размере 0.00008510 BTC)

Утверждение, что ребёнок обладает самопринадлежностью, означает, что другие люди признают его право распоряжаться собой в большей мере, чем он мог бы добиться силой. Тем не менее, как право частной собственности на вещи редко означает свободу использовать их во вред другим, так и самопринадлежность ребёнка не означает для него полной свободы причинения вреда окружающим.

Помимо самопринадлежности ребёнка, люди обычно признают за кем-то право опекунства над ним. Это право обычно включает в себя приоритет в прививании ему норм морали, но неизбежно компенсируется правом остальных взыскивать с опекуна возмещение ущерба, нанесённого им ребёнком. Неважно, кто опекает – родители, школа, просто случайные люди, подрядившиеся на эту работу – или все они как-то распределяют эти права между собой. Так или иначе, вслед за правом опеки идёт ответственность за ущерб, наносимый окружающим поступками опекаемого.

Родители вывели ребёнка гулять, тот ломает чужую игрушку – отвечают ролители. С ребёнком оставили бабушку – за сломанную игрушку отвечает бабушка. Ребёнок пошёл в школу – ответственность за наносимый им в учебное время ущерб окружающим несёт школа. Ребёнок пошёл в школу, а оттуда отправил с телефона письмо с сообщением о минировании – это проблемы школы, ведь ребёнок находился в это время в её зоне ответственности.

Возможно, риск ущерба от действий ребёнка можно будет застраховать, как страхуется гражданская ответственность автовладельцев. Сейчас, как мы знаем, автовладельцы неохотно страхуют свою ответственность, что часто подвигает государства к тому, чтобы сделать заключение таких контрактов обязательным. Так что я не уверена, что в безгосударственном обществе опекунская ответственность будет всегда страховаться. Скорее всего, свою опекунскую ответственность будут страховать школы, особенно среднего и высшего ценовых сегментов – во-первых, у них будет на это больше средств, а во-вторых, можно предположить, что ученики дорогих школ в среднем будут наносить окружающим ущерба на меньшие суммы (не факт, точно предсказывать не берусь).

Другой фактор, который вряд ли позволит страховке опекунской ответственности стать панацеей для родителей, состоит в том, что при каждом совершённом ребёнком противоправном поступке размер страхового взноса будет расти, то есть ущерб от наименее социализированных детей, скорее всего, будет страховать слишком дорого.

Дальше воображение критиков анкапа рисует всякую диккенсоновщину, с работными домами и тому подобным. Сильно сомневаюсь, что такое будет востребовано в гуманном и зажиточном обществе, однако очевидно, что права опекунов, оказавшихся не в состоянии нести ответственность за действия опекаемых, будут отторгаться или, по крайней мере, сильно ограничиваться. В чью пользу? Полагаю, в пользу благотворительных организаций, у которых уставной целью как раз будет социализация таких детей. Как вариант – в пользу более зажиточных граждан, которые согласятся покрыть долги по искам к прежним опекунам ребёнка, после чего нести дальнейшую ответственность за этого ребёнка сами. Не берусь предсказывать, какая модель окажется более востребована на рынке, но этически допустимы обе.

Социализация трудных детей два века назад – тёмное прошлое анкапа

Всего комментов: 2

  1. Я считаю важным упомянуть, что сейчас социальный конструкт “детство” неадекватно удлинён. То, что вы написали, может подойти для маленьких детей, которые ещё не способны к самостоятельной жизни. Лет с 10 точно (а может и раньше) люди способны отвечать за себя сами, если их не инфантилизировать насильно. Они способны и работать, если, опять же, не принуждать их тратить всё время на образование, из которого они воспользуются лишь малой частью.
    Если они ещё не зарабатывают достаточно, чтобы возместить ущерб, даже принудительные работы лучше, чем контроль любых опекунов, так как займут гораздо меньше времени.

    • Анкап подразумевает, что эмансипация ребёнка происходит просто по факту востребования им прав, которые были за ним зарезервированы. Далеко не всем детям захочется ждать официальной самостоятельности так долго, как это принято сейчас. Опять же, сейчас человек де юре полностью правосубъектен с некоего возраста совершеннолетия, но по факту вступление в разные права происходит в разное время, как формально, так и неформально. Если уж в условиях централизованного регулирования таких вопросов здесь нет однозначности, то при децентрализованном порядке их решения одинаковых подходов тем более не будет. Юный строптивый видеоблогер купит себе студию в возрасте восьми лет и уйдёт туда жить – почему бы и нет. Малоинициативный добродушный ребёнок будет жить с родителями до тридцатника, совершенно не претендуя на правосубъектность, и если родители тоже окажутся не против, то кто мы такие, чтобы препятствовать этому счастливому семейству?

Добавить комментарий для Анкап-тян Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *