В недавнем посте с новостями Монтелиберо я обмолвилась, что среди участников проекта на удивление мало не то что действующих членов какой-либо из двух Либертарианских партий России, но даже и людей, как-то с ними связанных. Пожалуй, эту мысль стоит развернуть.
Разумеется, на старте проекта никто не мог точно сказать, во что он со временем превратится. Одному из основателей он виделся как очаг агоризма. Другому как платформа для грядущих преобразований Черногории в русле либертарианства. Мне – как площадка для эвакуации российских политических активистов от путинского режима. В результате мы действительно имеем очаг агоризма, а стратегическая цель преобразования Черногории записана у нас в описании проекта, хотя в этом направлении мы не сильно продвинулись. Что касается площадки для эвакуации – мы действительно стали таковой, вот только к нам присоединяются всё больше не политические активисты – а обычные либертарианцы, никакой такой политикой не увлекающиеся.
И, знаете, похоже, что это даже хорошо. Судя по тому, что до меня долетало в тот период, когда я ещё относительно близко общалась с политическими либертарианцами, большая часть их партийной деятельности сводилась к грызне вокруг устава и дележу власти в партии (она как раз тогда разваливалась надвое). Здесь тоже изредка возникают трения вокруг координации совместной деятельности, но нету этого вот бесконечного выписывания людей из движа. Одобряешь рыночек, не одобряешь государственное вмешательство, не практикуешь принуждения – ну и отлично, нам с тобой по пути, а с умными книжками познакомишься на досуге, если руки дойдут.
Меня недавно спрашивали, чем, собственно, наше сообщество отличается от любой другой тусовки, ведь тут, в Черногории, есть ещё несколько эмигрантских групп, которые точно так же не практикуют насилия и вполне себе одобряют свободу. Мне пришлось поразмыслить, и по итогам размышлений я нашла единственное принципиальное отличие: у нас есть токеномика. То есть, в общем-то, мы всего лишь активно практикуем оформление наших рыночных отношений и обязательств в явном виде, и именно это даёт нам возможность очень активно развиваться.
Спрашивается: а если какое-нибудь другое сообщество сумеет внедрить токеномику у себя, чем они будут отличаться от нас? И вот тут я с удивлением констатирую, что, в сущности, ничем. Токеномика (в отличие от криптовалют) работает на доверии, потому как привязка токенов к объектам реального мира без доверия невозможна. А доверие среди участников сообщества возможно лишь благодаря тому, что они разделяют такую общую ценность, как любовь к рынку, то есть именно к добровольным сделкам. Любые поползновения в сторону идей о том, что лохов полезно обманывать, немедленно будут отторгнуты сообществом (вместе с носителями подобных идей), потому что никаким государственным насилием наши взаимные обязательства не обеспечены, а разворачивать инструментарий частного насилия – это дорого и хлопотно, и ну его нафиг. Если какое-то другое сообщество сумеет воспроизвести подобные отношения внутри себя, мы смело можем признавать их равными себе, а заодно и признавать их токены. Вот так совершенно, казалось бы, вспомогательный инструмент незаметно оказывается уникальной особенностью и едва ли не основой идентичности.
Ну а политические методы решения проблем лучше и впрямь оставить партиям. А для них мы, видимо, обречены оставаться совершенно неполитическим проектом, то ли по продаже земли, то ли ещё по какой-то политически бессмысленной деятельности. Пожелаем этим ребятам удачи в их миссии, но если какой партиец хочет от политики перейти к экономике – наши двери открыты.
@chan > Если какое-то другое сообщество сумеет воспроизвести подобные отношения внутри себя, мы смело можем признать их равными себе, а заодно и признать их токены.Вот тут приходит на ум Ксир, это закон который в основе своей стоит на том, что каждый человек имеет страховку от любого зла которое он может причинить другим. Eго страхуют либо родственники, либо его клан. В вашем случае какая альтернатива изгнанию? Может ли человек внести компенсацию в случае ошибки?https://ipfs.io/ipfs/QmUvhKYQy1P1huoUsoiSq3sjKbhZ9inzPq5BWznCQ277Dm#E3
Да, известная тема, я даже как-то ссылалась на золоторевскую лекцию, где он разбирал детали.
Разумеется, человек может внести компенсацию за свои ошибки, мне уже разок пришлось это сделать. Это предварялось разбирательством, где стороны изложили свои взаимные претензии и презумпции, исходя из которых они действовали, далее совместно выработали процедуру установления правоты, и по её прохождению стало ясно, что я неправа. Пришлось раскошелиться на 800 евро.
Изгнание – это для тех, кто не настроен на дальнейшее сотрудничество, или, по крайней мере, ценит выгоду от сотрудничества ниже, чем личный профит от того, чтобы не платить компенсацию.
>Любые поползновения в сторону идей о том, что лохов полезно обманывать, немедленно будут отторгнуты сообществом
Хоппе рассказывает, что братья Кохи отняли у Ротбарда акции Института Катона
https://invidious.snopyta.org/watch?v=GYG6s4xc8Kg 14:30
Как Ротбард потом сам признавался, он поступил не очень умно, решив хранить эти акции в главном штабе Кохов в Уичито в штате Канзас. Кохи ему потом сказали: ”Можешь подавать на нас в суд, если хочешь.” Но Ротбард был нищим ученым. Как же он мог подать в суд на мультимиллиардеров, которые бы потом подавали обратные иски на протяжении 10, 20, 30 лет! Ротбарду пришлось сдаться.